92
ЧТО НОВОГО В НАУКЕ И ТЕХНИКЕ
HOW
I
Т
I—
I-
і
^
Л
У 7"
Ш
ф
п
М
уі
Т
Л ?
Ц=У/тІ
Ц =£кті
Щ ЇІ/тІ]
1
Х~Г~
□ =
Варианты современных катков: традиционные с гладкими вальцами
(вверху), виброкаток, катки с кулачковыми и решетчатыми вальцами
(в середине, слева направо) и пневмокатки (внизу)
глины, он не вминает его в грунт, а дробит, а затем более или
менее равномерно «размазывает» по поверхности.
Отдельно стоит рассказать о такой разновидности, как
пневмокатки. Вальцы в них заменены пневматическими
колесами. По сути, это набор из достаточно узких пневма-
тических барабанов, разделенных промежутками, равными
толщине каждого барабана. Барабаны задних вальцов «пере-
крывают» промежутки передних для получения равномерной
трамбовки. Изменяя давление воздуха в камерах шин пнев-
мокатка, можно регулировать силу его давления на уплот-
няемую поверхность, что позволяет регулировать процесс
укладки от начала и до конца. Наконец, в последнее время
все чаще используются комбинированные катки, в которых
задний (ведущий) барабан — пневмоколесный, а передний —
гладкий.
По количеству вальцов катки делятся на одно-, двух- и трех-
вальцовые. Одновальцовые могут быть даже ручными и весить
порядка одной тонны. Их используют для уплотнения поверх-
ности в труднодоступных местах. «Водитель» такого катка
просто идет за ним, управляя им при помощи ручек, как газо-
нокосилкой. Впрочем, подобные компактные катки бывают
и двухвальцовыми. В трехвальцовых машинах два узких бара-
бана расположены на одной и той же оси и являяются своео-
бразными «задними колесами». Современные одновальцовые
катки делаются иногда на базе обыкновенных тракторов: спе-
реди установлен валец, сзади — обычные колеса со сложным
рифленым протектором. Довольно редко используются трехо-
сные трехвальцовые катки. В них поворотными являются два
передних вальца. Кстати, классический советский каток Д-480,
широко известный по мультфильму «Ну, погоди!», относится
к двухосным трехвальцовым каткам.
Масса катка может достигать 24 тонн, а глубина трамбов-
ки — 150 см. Понятно, что при таком весе машина не может
развивать большую скорость. Обычно она колеблется в преде-
лах 2 км/ч во время укладки и до 10 км/ч при про-
стом передвижении по дороге. Впрочем, колесные
у ,
пневмокатки могут «разгоняться» и до скорости
26 км/ч.
:
И П Р И Ш Е Л К А Т О К
' Асфальтовые покрытия впервые появились
в Америке и Европе в середине XIX века, причем
асфальтобитумные с 30-х годов XX века постепен-
но вытеснились асфальтобетонными. Новые
материалы требовали новой техники для
укладки и трамбовки. Занимателен
тот факт, что дорожные катки
были изобретены до, собственно,
асфальта. В 1725 году в труде
«Teatrum Mahmaram» Яков
Лойпольд приводит описа-
ние конного одновальцевого
катка. Аналогичные конструк-
ции создавали в Англии (1757 год)
и Франции (1789 год). Но все они не приживались
по очень простой причине — ручная утрамбовка щебня
и грунта была на тот момент и выгодней, и качественней.
К 1830-м годам конные катки все же стали использоваться
предыдущая страница 85 Что нового в науке и технике 2009 11 читать онлайн следующая страница 87 Что нового в науке и технике 2009 11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст