Иллюстрации: Dreamstime, ouDSider
достаточно часто. Каких только конструкций не предлагали
изобретатели: деревянные катки, обшитые железом, чугун-
ные, и даже каменные катки (5-тонный каменный каток,
к примеру, тащила шестерка лошадей). Одним из самых
распространенных катков была конструкция Шатенмана
из чугунного цилиндра на раме. Каток был снабжен дополни-
тельным балластом из камней и песка, а также механическим
тормозом. Конные катки укладывали дороги вплоть до 40-х
годов XX века. Последний «официальный» случай их примене-
ния зафиксирован в России при строительстве Москворецкой
набережной в 1934 году.
Первый самоходный каток сконструировал в 1859 году
французский инженер Баллезон. Он просто соединил два кон-
ных катка и подвел к ним энергию пара от установленного
на общей раме двигателя Уатта. После внесенных другим кол-
легой усовершенствований, машина стала использоваться,
в том числе и для укатки улиц в Париже, но из-за огромной
стоимости и посредственных результатов ее применение
постепенно сошло на нет.
С 1870-х годов XIX века самоходные катки начали изготав-
ливаться серийно (впрочем, для тех времен даже 5 одинако-
вых машин считались порядочной серией). Пионером стала
английская фирма «Aveling & Porter», затем — «John Fawler
& K». Массы катков во второй половине XIX века колебались
от 10 до 18 тонн. Машины представляли собой типичные трех-
вальцовые двухосные аппараты с широким передним вальцом
и двумя задними. За неимением гидропривода поворот тяже-
лого переднего вальца был организован весьма оригинально.
По бокам к его рамке прикреплялись цепи: машинист при
помощи специального штурвала наматывал на вал, к примеру,
правую цепь, левая разматывалась, и машина поворачивала
вправо. Аналогично производился левый поворот.
К концу XIX века по образцу французских и английских
моделей паровые самоходные катки начали изготавливать
и в России — в Санкт-Петербурге, Брянске, Коломне. Они
использовались преимущественно для трамбовки гравия
и глины при прокладке железнодорожных путей и выпу-
скались вплоть до 20-х годов XX века. В 1910 году на службе
у Российского министерства путей сообщения стояло 76 само-
ходных и 248 конных катков.
Первый каток с двигателем внутреннего сгорания был
построен в Англии в 1902 году. 16-тонный агрегат имел
Технические и технологические параметры «грунтовых» виброкатков
керосиновый двигатель мощностью 25 л.с. В Германии
фирма «Jacob & Bekker» выпустила каток, топливом для
которого служила и вовсе натуральная непереработанная
нефть. В Россию же первый моторный каток завезли толь-
ко в 1909 году. Несмотря на постепенно увеличивающийся
«штат» техники страна явно отставала от Европы: около 99%
работ все равно выполнялись вручную, а парк строительных
машин был ничтожно мал. Лишь к середине 1930-х годов
механизация достигла сравнимого с европейским уровня.
Первый советский моторный каток массой в 10 тонн, полу-
чивший название МКК «Рыбинец», был собран в 1931 году
на Рыбинском заводе. Он проектировался и строился на базе
закупленных за границей и широко применяемых катков
Austin, Buffalo, Ringster. За ним последовали следующие моде-
ли МК-3 и МК-5, и уже к 1932 году число сошедших с кон-
вейера машин выросло до 70. К 1940 году производством
строительных катков занимались 25 заводов, количество
которых в послевоенное время увеличилось до 54. Впрочем,
Рыбинский завод всегда был и до сих пор остается крупней-
шим производителем дорожной техники в СССР и России.
В 1980 году там был собран «юбилейный», 100 000-й каток.
В целом, дорожная и строительная техника — это огром-
ная отрасль тяжелого машиностроения. Каждый день мы
видим асфальтоукладчики, катки, экскаваторы, погрузчики,
но редко обращаем на них внимание и уж тем более не заду-
мываемся о том, как они работают. А это интересно, как и все
то, что происходит вокруг нас.
тим скоренко
масса катка, т
мощность
Диаметр
Толщина уплотняемого слоя (см)
при уплотнении
Производительность при уплотнении
(м3
/ч)
ДЬиіаІеля, кв 1
ВаЛЬЦа, сМ
песка
супеси
песка
супеси
5 (4,8-5,35)
52 (45-59,7)
100-107
30
25 (28)*
225 (150-300)
150(100-200) - (180)*
7 (6,6-7,2)
63 (56-70,8)
122-123
35
30 (33)*
260 (175-300)
180 (120-240) - (200)*
9 (8,7-9,2)
75 (74-77)
121-130
40
35 (38)*
300 (200-400)
240 (160-320) - (270)*
11 (10,4-11,5)
90 (82-97)
148-152
50
40 (45)*
380 (260-540)
300 (200-400) - (340)*
14 (13,8-14,4)
120 (114-129)
150-152
60
50 (55)*
500 (340-680)
400 (270-540) - (440)*
16 (15,5-15,98)
138 (129-147)
150-160
70
60 (65)*
580 (390-780)
520 (340-680) - (550)*
* - для виброкатков с кулачковыми вальцами
предыдущая страница 86 Что нового в науке и технике 2009 11 читать онлайн следующая страница 88 Что нового в науке и технике 2009 11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст