матографе такой жанр, как mortal arts, находится в откро-
венно плачевном состоянии. Вот почему в кино встречается
так мало интересных продолжительных боевых сцен. Таких,
какие мы могли видеть в советских фильмах, где на площад-
ке работала целая плеяда реальных бойцов — «По прозвищу
«Зверь» с Певцовым, «Фанат» с Серебряковым и т. д.
А какова ситуация сейчас?
Сегодня никто не тратит существенные силы ни на поста-
новки, ни на тренировки. Проще прибегнуть к монтажу или
крупно снять несколько кадров, которые опять же потом
смонтировать. Многие стали увлекаться техникой «мельте-
шащей» съемки, где камера дергается, якобы создавая эффект
движения. А ведь приложи чуть больше усилий,— выйдет
отличная картинка! Но, увы, всем понятно, что такие сцены
будут занимать больше времени и ставить перед постановщи-
ками боевых сцен более сложные задачи. (Смеется.)
Какова обычно продолжительность съемки одной
сцены? Много ли делается дублей?
Если серьезно относится к процессу, то одна схватка может
занять целый съемочный день. Для короткого момента,
конечно, обычно хватает несколько удачных дублей — в зави-
симости от того, какова общая концепция. Если герой нано-
сит один удар, то достаточно нескольких ракурсов с разных
камер: статист или актер отыграл реакцию, нанесли свежий
грим, крупный план «ущерба», например, кровь из носа.
Длительный же бой занимает больше времени, камер и т. д.
Часто ли на съемочной площадке случаются травмы?
На моей практике слава богу нет. Но в целом, конечно,
бывают — в основном из-за желания сделать все как можно
достоверней вкупе с физической неподготовленностью. Как
правило, если работают каскадеры хорошего уровня, травмы
практически исключены. Потому что, если уровень предпо-
лагаемого риска достаточно высок, профессионалы следуют
простому правилу «семь раз отмерь». Сложные сцены про-
думываются и репетируются не один и не два раза до съемки.
Обязательно одевается защита. Мне лично очень нравится,
как работает известная группа каскадеров под управлени-
ем Игоря Новоселова (зритель знаком с результатами их
труда по фильму «Антикиллер»). А вот если в игре любители,
последствия могут быть достаточно серьезными.
Вы давно занимаетесь постановкой боевых сцен в кино.
Можете вспомнить, какой эпизод был для вас самым
сложным и почему?
Из самых свежих работ я бы опять вспомнил сериал
«Джокер». По сценарию в одной из серий группа «наших
товарищей» разбирается с группой скинхедов. Групповой бой
вообще достаточно сложно снимать, особенно если ставится
задача соблюдать максимальную реалистичность. В работе
над этими сценами для меня как для постановщика основ-
ные трудности заключались в том, чтобы удержать каждого
на своем месте и объяснить, какие именно движения нужны
в кадре, причем не в определенный момент, а в процессе всей
съемки, чтобы камера выхватывала из толпы по-настоящему
дерущихся людей. Достижение такой убедительности отняло
95
11
ноябрь 2009
ДОСЬЕ
Журналист и телеведущий Юрий
Кормушин владеет несколькими
стилями боевых искусств, в том
числе техникой боевого ушу
«винчунь» (дословный перевод
«вечная весна»). обучался у Дидье
Бедара (Франция), который в свою
очередь прошел курс обучения
прикладного ушу у знаменито-
го китайского преподавателя
Ип Мэна. С 1995 года работает
на телевидении. С 2005 года —
автор и ведущий рубрики «Школа выживания»
в программе «Военная тайна» на телеканале рен
ТВ. В 2009 году выпускает книгу «Как спасти жизнь
и кошелек», в которой описываются стандартные сце-
нарии нападений и азы самозащиты. Это прикладное
руководство будет полезно любому читателю, которо-
му не безразличны свои безопасность и здоровье.
много сил и нервов, но результаты показали, что это того
стоило.
Сколько обычно камер задействовано на площадке?
Если съемки не предполагают сложных, нестандарт-
ных приемов, то две, стационарных или подвижных. Одна
снимает крупный план, вторая более общий. Потом дубли
отсматриваются, режиссер решает, все ли прошло удачно
или нужно переснимать. Ведь для дальнейшего монтажа тре-
буется несколько удачных кадров с самых разных ракурсов.
Потом, если того требует сцена, камеры могут выставляться
веерным способом, либо используется подвижная камера
на кране — все это для получения максимального количе-
ства удачных дублей. Ведь удар не всегда «ложится» в кадре
с первого раза: где-то видно, что кулак не коснулся лица, где-
то главный герой вышел не слишком хорошо. В итоге съемка
одного боя ведется с восьми-десяти точек, и если серьезно
подходить к работе, процесс может занять весь съемочный
день.
Раскройте, пожалуйста, несколько секретов того,
почему участники боевых сцен не калечатся?
Ну, про специальное легко бьющееся и нережущее стекло,
думаю, сегодня, знает каждый. А так — в каждом фильме
достаточно своих тонкостей. При киностудиях обычно суще-
ствуют несколько небольших мастерских, специализирую-
щихся на производстве предметов, которые используются
в кадре: легко ломающаяся мебель, биты или палки, где
специально вырезана твердая часть и прикреплен поролон,
ножи с лезвием, «погружающимся» в ручку, или сделанным
из мягкого металла, бутылки или посуда, сделанные из легко
крошащегося стекла. Человек получает бутылкой по голове,
и она от удара рассыпается на сотни маленьких кусочков.
Без — обмана — и без травм! В этом и заключается главная
магия кино. (Смеется.)
предыдущая страница 88 Что нового в науке и технике 2009 11 читать онлайн следующая страница 90 Что нового в науке и технике 2009 11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст