100
ЧТО НОВОГО В НАУКЕ И ТЕХНИКЕ
ИСТОРИЯ:: ТЕХНИКА
чеканка единых монет по всей
Персидской империи, строительство
дорог и всяческая поддержка тор-
говли способствовали процветанию
государства. Канал между Нилом
и Красным морем Дарий восстановил
с теми же целями, с которыми его
когда-то строил Сенусерт: торговля
с Восточной Африкой. В 486 году до
нашей эры Египет восстал против
власти Дария; 64-летний царь не
успел организовать новый поход на
потерянные территории, и восстание
подавил два года спустя его преемник
I ИСТОРИИ ПОСЛЕДНИХ ЧЕТЫРЕХ ТЫСЯЧ Л
4
Ь
МНОЖЕСТВО ПОПЫТОК связать
е
м о ре
с
к р а с н ы м
,
ж ш ш ь
ІЗ НИХ ОШАЛАСЬ УСПЕШНОЙ.
Ксеркс. Канал Дария I продолжал фун-
кционировать.
Канал еще не раз разрушатся
и восстанавливался: при династии
Птолемеев, в римскую эпоху («Река
Траяна»), в период византийского
владычества, при хатифе Омаре (тогда
канат получил название «Хатидж
Амир аль-му’минин», или «Канал
повелителя правоверных»). В 764 году
канал был окончательно засыпан
халифом аль-Мансуром для обеспе-
чения торговой монополии Дамаска:
такой шаг позволил направить торгов-
лю напрямую через халифат.
-
У
НЕМНОГО МОНУМЕНТАЛЬНОСТИ
До национализации канала на набережной города Порт-Саида стояла мас-
сивная статуя создателя канала, Фердинанда де Лессепса. Но после нацио-
нализации египтяне ликвидировали памятник (хотя пьедестал оставили: он
стоит там и по сей день]. Интересным фактом является то, что именно для
этой набережной французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди изна-
чально создавал эскизы статуи Свободы. Бартольди задумал 75-метровую
египетскую крестьянку с факелом в руке: это бы символизировало приход
в Египет европейской цивилизации. В 1869 году Бартольди пытался найти
у египетских или французских властей поддержку для своего проекта, но
стоимость была чересчур высока. В 1871 году чуть-чуть переделанный про-
ект с удовольствием приняли американцы.
что именно он первым и обнаружил
остатки берегов старого канала.
Лепер провел подробнейшее топогра-
фическое исследование русла старого
канала, но в его вычисления вкралась
ошибка. Опираясь на вычисления
Аристотеля, он сделал вывод, что уро-
вень воды в Красном море на 9 мет-
ров выше, чем в Средиземном. Это
требовало сооружения шлюзов, что
было невозможно на том этапе тех-
нического развития в такие краткие
сроки, какие установил Наполеон, да
еще и на оккупированной террито-
рии. Постройку канала со шлюзами
Лепер оценил примерно в 40 млн
франков, после введения в эксплуа-
тацию он оказался бы непригодным
для глубоко сидящих судов и потре-
бовал бы огромного расхода рабочей
силы. С уходом Наполеона из Египта
проект свернули. Лишь спустя полве-
ка было доказано, что уровень воды
в обоих морях одинаков и шлюзы для
постройки каната не понадобятся.
Великобритания в лице премьер-
министра Пальмерстона была против
строительства канала французами,
поскольку это привело бы к усиле-
нию французского влияния в Африке
и Азии, а также к открытию торговых
путей к Азии дтя Германии и Италии.
Стремящийся к установлению доб-
рых дипломатических отношений
с Англией египетский хедив Мухаммед
Али в связи с этим отказывал фран-
цузам даже в исследовании района
возможного строительства. Дело в том,
что Египет был номинально частью
Османской империи и для начала
строительства требовалась в первую
очередь виза турецкого султана,
а Османская империя стремилась
поддерживать дружеские отношения
і
* у | /
В Средневековье идея прорыть
канал, аналогичный современному
Суэцу, рассматривалась венециан-
цами, но так и не была претворена
в жизнь.
. XIX ВЕК: СУІ№ «№ КАНАЛ
Во времена французской оккупа-
ции Египта (1798-1801) к Суэцу
отправилась направленная лично
Наполеоном Бонапартом груп-
па инженеров во главе с Жаком
Лепером. В одной из подобных изыс-
кательских миссий принимал участие
и сам император. Легенда гласит,
Так выглядела переправа
через канал в конце XIX века
предыдущая страница 102 Что нового в науке и технике 2009 4 читать онлайн следующая страница 104 Что нового в науке и технике 2009 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст