Проблема переправы
102
ЧТО НОВОГО В НАУКЕ И ТЕХНИКЕ
Решив одну транспортную проблему, канал
породил другую: через него надо было как-то
переправляться, не мешая движению судов.
На канале возведен один из самых высоких
в мире подвесных мостов — мост Мубарак. Он
торжественно открыт 9 октября 2001 года пре-
зидентом Египта Хосни Мубараком и построен
на трассе между Порт-Саидом и Исмаилией.
С 2001 по 200Д год он удерживал рекорд высо-
ты среди вантовых мостов, но с открытием
знаменитого виадука Мийо (высота дорожного
полотна в самой высокой точке — 270 метров]
в департаменте Аверон, Франция, потерял это
«звание». Впрочем, в настоящее время с уче-
том развития технологий строительства и пов-
семестного распространения вантовых конс-
трукций многие мосты значительно превышают
по высоте мост Мубарак. Длина Мубарака —
4 километра (основной пролет — 40Д метра].
ких колониях. За 10 лет работы обще-
ство подготовило и провело исследо-
вания, составило план работы и смету.
В общество входили сын изобретателя
паровоза Роберт Стефенсон, инженер-
гидротехник Алоис Негрелли, банки-
ры и предприниматели. В ходе иссле-
дований Негрелли как раз и выяс-
нил, что разница уровней Красного
и Средиземного морей ничтожна — не
более 80 сантиметров.
Именно проект, составленный
по большей части Негрелли, и стал
основой для работы и энтузиазма де
Лессепса. Надо отметить, что аван-
тюрный и хитрый де Лессепс полно-
стью проигнорировал все достижения
«Исследовательского общества». Даже
имя австрийца Негрёлли впоследс-
твии пропало из документов о стро-
ительстве, остались только имена
двух французских инженеров Линана
и Мужеля. Их вклад в строительство
оказался не меньшим, но все же со
стороны де Лессепса было некрасиво
полностью забыть об авторе ориги-
нального проекта.
В апреле 1859 года началась подго-
товка к строительству канала, а Турция
все никак не давала согласия. Тогда
25 июля де Лессепс торжественно
заложил первый камень (его друг
Саид-паша просто закрыл на это глаза).
Строительство шло днем и ночью,
КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ КОНВЕНЦИЯ
а щ
ЗАФИКСИРОВАЛА НЕЙТРАЛЬНЫЙ С Т 'А Т У Щ Н А Л А : ЕГО
ЗАПРЕЩАЛОСЬ БЛОКИРОВАТЬ И П О ^ Е И У РАЗРЕШАЛСЯ
ПРОХОД ЛЮБЫХ СУДОВ ПОД ЛЮ БЬ|ЙЦ ФЛАГАМИ.
в Европе и Османской империи буше-
вали дипломатические страсти, Саид
получал депешу за депешей с требова-
ниями прекратить нелегальное строи-
тельство. Но время шло, канат строил-
ся, а у Турции были проблемы и поваж-
нее. В 1863 году Саид-паша умер,
и лишь в 1866 году, уже при Исмаил-
паше, султан завизировал концессию.
Исмаил-паша был смелым и решитель-
ным политиком. Он боролся за техни-
ческое развитие Египта и за его полную
автономию от Турции и в связи с этим
поддерживал де Лессепса. 17 ноября
1869 года канал был торжественно
открыт. В Порт-Саиде собрались десят-
ки коронованных особ, в том числе
австрийский император и французская
императрица. Последняя вручила де
Лессепсу орден Почетного легиона.
Надо сказать, что впоследствии,
в 1875 году, хедив Исмаил продал
все свои акции «Всеобщей компа-
нии Суэцкого морского канала»
Великобритании, а в 1880 году Франция
откупила у Египта и права на прибыли
от каната. В 1888 году была заключена
международная конвенция о свободе
плавания по Суэцкому каналу, по сути,
объявив его нейтральной территорией:
запрещалось блокировать канал в воен-
ных целях, разрешался проход по кана-
лу любых судов под любыми флагами.
«Всеобщая компания» продолжала
собирать средства с иностранных и еги-
петских кораблей за прохождение по
каналу. В 1956 году Египет национали-
зировал канал, сделав его прохождение
бесплатным для собственного флота
и несколько понизив ставки для инос-
транных судов. Решительные действия
Египта привели к агрессии против него
Франции и Великобритании, а также
к экономической блокаде страны: канал
был некоторое время закрыт. Борьба
за Суэцкий канал продолжалась, по
сути, вплоть до 1975 года. Впоследствии
(1967 год) Суэцкий канал был зоной
активных военных действий между
Египтом и Израилем. Ущерб, причи-
предыдущая страница 104 Что нового в науке и технике 2009 4 читать онлайн следующая страница 106 Что нового в науке и технике 2009 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст