89
4
АП РЕЛЬ 2009
невозможно, и все-таки большинство происш ествий слу-
чается не на высоте, а во время взлета и посадки самолета,
когда все-таки остается возможность избеж ать рокового
исхода. А значит, необходимо работать над тем, чтобы
вероятность гибели людей при таких обстоятельствах была
сведена к нулю.
Исследования ведутся в нескольких направлениях. Так
как именно пожар на борту может унести большинство
человеческих жизней, в настоящ ее время перед учеными
стоит задача сделать топливо более устойчивым к воспла-
менению в случае аварии. Один из предлагаемых на сегод-
няш ний день вариантов — сжиженный природный газ.
Сторонники перехода на данное топливо утверждают, что
вероятность воспламенения при аварии будет гораздо м ень-
ше, чем при использовании авиационного керосина. Их
аргументы заключаются в том, что даже небольш ая утечка
криогенного топлива может быть сразу же обнаружена, что
позволит избежать пожара. Другой аргумент — криогенные
топливные баки не взрывоопасны, так как в них отсутствует
кислород, а при разливе такое топливо быстро испаряется
и улетучивается.
Другой путь, по которому идут специалисты по авиабезо-
пасности, — максимальное сокращ ение времени, необходи-
мого для эвакуации пассажиров, когда еще можно покинуть
борт потерпевш его круш ение самолета и спастись. Именно
это направление активно исследовалось при создании само-
го большого на сегодняш ний день пассажирского лайнера
Airbus А380. За 15 испытательных месяцев было проведено
380 тестовых рейсов, которые в сумме заняли 2200 часов.
Одним из самых сложных испы таний была тестовая эва-
куация. В ней приняли участие 873 добровольца, 40% из
которых составляли женщ ины, 35 % — лю ди старш е 50 лет.
Чтобы усложнить задачу, свет на борту был выключен, про-
ходы между сиденьями забиты багажом, использовалась
только половина выходов. Тем не менее все пассажиры
были благополучно эвакуированы всего за 78 секунд.
Впрочем, главными участниками испытаний самолетов
на прочность являются не люди, а манекены для краш-
тестов. Современные модели стоят сотни тысяч долла-
ров — настолько они напичканы электроникой. Датчики,
которыми оборудованы такие манекены, могут фиксиро-
вать за секунду несколько тысяч различных параметров.
Если раньш е датчики располагались на манекенах снаружи,
то сегодня все они находятся внутри и имею т миниатю рные
размеры.
Это дает основания утверждать, что авиационная тех-
ника вскоре станет гораздо более соверш енной, а безопас-
ность полетов повысится в десятки раз, по крайней мере,
современные технологии позволяют на это надеяться.
Смотрите программу «Молниеносная катастрофа» по
средам в 22:00 и программу «Свирепая природа» по сре-
дам в 21:00 в апреле на Discovery Channel в рамках цикла
«Месяц экстремального выживания»
предыдущая страница 91 Что нового в науке и технике 2009 4 читать онлайн следующая страница 93 Что нового в науке и технике 2009 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст