107
5
МАЙ 2009
и погибали за страну, которую любили
больше собственной жизни. Впрочем,
часто в роли камикадзе выступали
и опытные пилоты. Самым известным
пилотом-самоубийцей стал вице-адми-
рал Матомэ Угаки. 15 августа 1945 года
в ряду других пилотов он совершил
вылет на пикирующем бомбардиров-
щике Yokosuka D4Y Suisei и героически
погиб недалеко от острова Окинава.
Собственно, такая смерть была чем-то
вроде аналога ритуального самоубийс-
тва сеппуку, почетного для самурая.
Кстати, «отец камикадзе» вице-адмирал
Такидзиро Ониси совершил ритуаль-
ное самоубийство 16 августа 1945 года,
уже зная о предстоящей капитуляции
Японии.
НЕКОТОРЫЕ ОБРАЗЦЫ САМ0ЛЕТ0В-КАМИКАДЗЕ
ДО СИХ ПОР МОЖНО УВИДЕТЬ КАК В ЯПОНСКИХ,
ТАК И В АМЕРИКАНСКИХ МУЗЕЯХ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ.
Shinryu. Разработка началась в мае
1945 года под руководством инженера
Сакакибары Сигеки. Был изготовлен
и испытан один прототип планера: он
мог нести заряд в 100 килограммов и
разгоняться до 300 километров в час.
Старт планера осуществлялся с земли
при помощи стационарных ракетных
ускорителей Toku-Ro 1 Туре 1. Они
запускались всего на 10 секунд, но
этого хватало для старта. Испытания
прошли неудачно: пилот сделал вывод,
что планер очень сложен в управ-
лении и низкоквалифицированные
пилоты-камикадзе просто не смогут
им управлять. Кроме того, ракетные
двигатели были слишком дороги
и несовершенны. Проект усовершен-
ствованного планера Shinryu II остался
только на бумаге, а вскоре и по первой
модели работы были полностью свер-
нуты.
В разное время для таранных атак
были созданы модификации средних
бомбардировщиков Kawasaki Ki-48
(Kawasaki Ki-48-II Otsu Kai) и Mitsubishi
Ki-67 (Mitsubishi Ki-67-I-Kai To-Go).
В 1945 году разрабатывался также
проект развития модели Nakajima
Ki-115 Tsurugi под названием Ki-119,
но эта машина так и осталась на бума-
ге. В документах также упоминается
Rikugun To-Go, но никаких конкрет-
ных сведений об этом самолете-само-
убийце нет.
В 1944-1945 годах японская армия
и воздушный флот подготовили около
4000 камикадзе, которые потопили
и повредили более 300 кораблей союз-
ников. Впрочем, добровольцев было
чуть ли не в три раза больше1, не хвата-
ло техники. Перед вылетами двадцати-
летние смертники выпивали ритуаль-
ную чашку саке и повязывали голову
белой полоской ткани с красным кру-
гом («хатимаки»). А потом поднимали
в воздух свои самолеты без шасси
Некоторые образцы самолетов-ка-
микадзе и сейчас можно увидеть
в японских музеях. Их деревянные
фюзеляжи начищены до блеска. Мысль
о том, что человек, садящийся в такой
самолет, знал, что уже никогда не вер-
нется домой, заставляет отвернуться
и перейти к другим экспонатам.
Тим Скоренко
1
Это относится в основном к камикадзе ВМФ; в армейской авиации неоднократно бывали случаи давления на «добровольцев».
предыдущая страница 99 Что нового в науке и технике 2009 5 читать онлайн следующая страница 101 Что нового в науке и технике 2009 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст