36
ЧТО НОВОГО В НАУКЕ И ТЕХНИКЕ
HOW
IT
Такие демпферы бывают трех типов:
— пассивные: эти демпферы не имеют внешних контрол-
леров, они работают только при очень малых и стабиль-
ных нагрузках, на серьезные изменения сейсмической
активности они просто не отреагируют; например, гру-
зик на шнурке — это пример примитивного пассивного
демпфера. Зато они недорого стоят;
— активные: собственно, это полностью контролируемые
демпферы, требующие много энергии, дорогие в уста-
новке и обслуживании, зато очень надежные и позволяю-
щие избежать ущерба даже при сильных сотрясениях;
— полуактивные: именно к таким и относятся описанные
демпферы на базе Мй-жидкости: отчасти контроль
над ними осуществляет внешняя электроника, регули-
рующая магнитные поля, отчасти — сама жидкость,
перемещающаяся в зависимости от сейсмоактивности.
Они требуют много меньше энергии, нежели активные
демпферы, а эффективность показывают не меньшую
или даже большую.
Внутри Мй-демпфера находится электромагнитная
катушка, скрепленная с трехсекционным поршнем.
Основная полость демпфера заполнена примерно 5 литра-
ми MR-жидкоети. Во время землетрясения внешние датчи-
ки получают сигнал, на катушки подается ток, и они ста-
новятся магнетическими. С каждым новым микросотрясе-
нием поступает очередной сигнал, жидкость может менять
свое состояние несколько тысяч раз в секунду, таким
образом «уравновешивая» контролируемую демпфером
территорию. Естественно, при такой интенсивности жид-
кость нагревается и расширяется. Во избежание проблем на
демпфере установлен расширительный бачок.
В зависимости от размера здания может использоваться
до нескольких сотен демпферов на одно сооружение. Они
могут жестко крепиться к полу и укрепляться дополнитель-
ными шевронами двутаврового сечения.
Эта технология пока слишком дорога и, в общем, доступ-
на только клиентам LORD Corporation, монополиста в этой
области. Но, кто знает, может, в будущем технологии, свя-
занные с использованием MR-жидкости, окажутся столь
совершенными, что такими демпферами будет оборудован
каждый дом и ни одно здание в мире не будет бояться зем-
летрясений?.
.
А
мир тем временем становится все теснее
й \
и теснее. Люди давно мечтают найти и занять
%
новые, самые неожиданные пространства,
■ м а к Стоит хотя бы вспомнить классический роман
ж
Александра Беляева «Подводные земледе-
льцы», или летающие города (туг нам в помощь Лапуга из
«Путешествий Гулливера» Джонатана Свифта), или горо-
да на орбите (об этом не написал только очень ленивый
фантаст). А иногда люди мечтают о плавучих городах.
Не о гигантских лайнерах для путешествия из Лиссабона
в Рио-де-Жанейро, а именно о корабле-гиганте, который
предназначен исключительно для жилья и при этом спо-
собен сам себя обеспечивать пищей и энергией.
Да, иногда хочется, чтобы круиз длился вечно. Гак
и родилась идея «Свободного корабля», (Freedom Ship),
созданного группой инженеров и дизайнеров во главе
с Норманом Никсоном.
Конечно, в первую очередь Freedom Ship — это
корабль. Но какой! Длина — 1370 метров, ширина —
230 метров, высота (над водой) — 103 метра, на борту
есть все, что должно быть в полноценном городе: боль-
ница, колледж, огромный торговый центр, библиотеки
и школы, банки, рестораны, казино, офисы, склады, аэро-
порт и даже несколько предприятий легкой промышлен-
ности! На корабле — 25 палуб, а его водоизмещение —
2,7 миллиона тонн. Естественно, подобная громада долж-
на быть оснащена транспортом, в основном рельсовым,
но предполагается, что в ходу будут и частные электромо-
били. Естественно, корабль снабжен и большим количе-
ством мелкого водного транспорта: катерами, шлюпка-
ми, маленькими субмаринами. В движение гиганта будут
приводить 100 мощных двигателей (каждый по 350 л. с.).
Команда корабля должна насчитывать около
15-20 тысяч человек, что в 10 раз больше, чем команда
любого даже самого большого круизного корабля, пост-
роенного на сегодняшний день. В целом корабль может
одновременно принимать на борту более 100 тысяч
человек. Конечно, в состав команды входит и небольшая
предыдущая страница 33 Что нового в науке и технике 2009 5 читать онлайн следующая страница 35 Что нового в науке и технике 2009 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст