«ОСОБЫЙ СТАРАТЕЛЬСКИЙ»
Так называют коктейль, который заказывают только самые удач-
ливые парни. В рассказе «Особый старательский» 11959] Роберта
Шекли на пустынную и жаркую Венеру продолжают приезжать охот-
ники за удачей — те, кто верит, что именно им удастся обнаружить
огромную золотую жилу, скрытую под песком. Моррисон — один из
таких отчаянных и рисковых золотоискателей. Но ему не везет: у пес-
кохода лопнули обе передние шины, а запасных нет. В отчаянии он
звонит фирме, продавшей пескоход, и просит телепортировать пару
шин. «Я телепортирую новые по пятьсот за штуку. Плюс четыреста
долларов за телепортировку. Тысяча четыреста долларов, мистер
Моррисон, — отвечают там. — Если сейчас вы покажете мне налич-
ные или чек, который отошлете вместе с распиской, я буду действо-
вать». Но откуда у бедняги посреди пустыни наличные или чек? Счет
в банке пуст, нет собственности, которую можно было бы продать.
«Вы знаете законы Венеры, — упрямо сказал Эдди. — Никакого кре-
дита! Деньги на бочку!»
Однако Моррисону везет, он все-таки находит жилу, выкручивается
из множества бюрократических препон, чуть-чуть нарушает закон по
отношению к почтовому роботу и, уже будучи состоятельным челове-
ком, заказывает себе самый ценный коктейль в пустыне — «Особый
старательский». Суть в том, что этот самый легендарный коктейль,
о котором судачат все авантюристы по всей Венере, не что иное
как.
.. вода. Обычная вода, которая ценнее всех сокровищ мира.
Если когда-нибудь земляне начнут освоение планет в крупных масш-
табах, одиночки-авантюристы обязательно будут искать обогащения
и будут рисковать ради этого. Если когда-нибудь.
87
5
МАЙ 2009
НАШ ТОВАР ЛУЧШЕ ВСЕХ
В рассказе «Потребители» (1956) М. Сент-Клэр групповые
мамы и групповые папы истово воспитывают малышей в духе
потребительских ценностей. Таков социальный заказ обще-
ства: человеку сызмальства следует знать, что все новое —
лучшее. Новая игрушка лучше предыдущей, новая еда вкус-
нее, новая одежда краше. Но в одной из групп появляется
девочка, которая не желает этого понимать. У нее устоявшиеся
привязанности, свой вкус, и ей не хочется бросать любимые
игрушки только потому, что новые — новее. Девочку забирают
на принудительное лечение, но ее настрой передается дру-
гим. Уже главный заводила в группе, мальчик Томми, — а он
стал бы рекламщиком, когда вырастет, так ловко у него
получается с ходу придумывать новые слоганы, — уже Томми
сидит с пустым взглядом, и ему ничего не хочется.
Как же стимулировать покупать новое, если люди не хотят
расставаться с прежним? Очень просто. В «Непрочном,
непрочном, непрочном мире» (1966) Б. Зубкова и Е. Муслина
«продажа и покупка прочных вещей были запрещены
Федеральным Торговым Законом. Ослушников ждала суровая
кара». Кен Прайс решается на преступление: в подпольной
мастерской ему из настоящей сосны делают настоящую табу-
ретку, которую он дарит жене. В мире, где одежда располза-
ется прямо на глазах, где скамейки только для кратковремен-
ного отдыха, а потом разваливаются прямо под сидящим, где
продают не утоляющие голод галеты и не утоляющие жажду
напитки, это поступок настоящего мужчины.
В наши дни права потребителей защищены законом, и пока
что фирмы отвечают за качество продукции, а воспитание
целевой аудитории еще не приняло такие утрированные
формы. И даже одноразовые футболки или салфетки создают
ради гигиены, а не для повышения объемов продаж.
Не согласны с автором статьи? Готовы поспорить? Есть дополни-
тельная информация? Появились вопросы или предложения? Пишите
нам на электронный адрес chnfaastrel.ru и заходите в блог редакции
предыдущая страница 80 Что нового в науке и технике 2009 5 читать онлайн следующая страница 82 Что нового в науке и технике 2009 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст