100
ЧТО НОВОГО В НАУКЕ И ТЕХНИКЕ
Н
0
г
і
Т
УУ
О
I
*
К
Б
:
:
ЭФФЕКТИВНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ РАССЕЯНИЯ
С п о с о б н о с т ь о б ъ е к т а о т р а ж а т ь п а д а ю щ у ю н а н е г о э л е к т р о м а г н и т -
н у ю в о л н у х а р а к т е р и з у е т с я в е л и ч и н о й , н а з ы в а е м о й э ф ф е к т и в н о й
п о в е р х н о с т ь ю ( и н о г д а — п л о щ а д ь ю ) р а с с е я н и я . Э П Р ч а щ е в с е г о
о п р е д е л я е т с я к а к п л о щ а д ь с е ч е н и я в д и а м е т р а л ь н о й п л о с к о с т и
о д н о р о д н о г о п р о в о д я щ е г о ш а р а , о т р а ж е н и е о т к о т о р о г о с о з д а с т
н а п р и е м н и к е т а к о й ж е с и г н а л , к а к и о т р а ж е н и е о т д а н н о й ц е л и
п р и т е х ж е у с л о в и я х . К а к н е с л о ж н о д о г а д а т ь с я , Э П Р и з м е р я е т с я
в к в а д р а т н ы х м е т р а х . В е л и ч и н а Э П Р д л я к о н к р е т н о г о о б ъ е к т а
о п р е д е л я е т с я м н о ж е с т в о м п а р а м е т р о в , в п е р в у ю о ч е р е д ь м а т е -
р и а л о м , и з к о т о р о г о и з г о т о в л е н о б ъ е к т , е г о р а з м е р а м и и ф о р м о й .
Э П Р н е з а в и с и т о т и н т е н с и в н о с т и о б л у ч е н и я — с в о з р а с т а н и -
е м / у м е н ь ш е н и е м м о щ н о с т и п о с л а н н о г о и м п у л ь с а с о о т в е т с т в е н н о
р а с т е т / у м е н ь ш а е т с я м о щ н о с т ь о т р а ж е н н о г о . О н а н е з а в и с и т и о т
р а с с т о я н и я , т а к к а к п л о т н о с т ь э н е р г и и п а д а е т п р о п о р ц и о н а л ь н о
к в а д р а т у р а с с т о я н и я в о т р а ж е н н о м л у ч е с о в е р ш е н н о т а к ж е , к а к
в п р я м о м .
величины ЭПР с разбросом значений
в два десятичных порядка.
А ведь элементы, сопоставимые с ци-
линдром диаметром 10 и длиной 25 см,
отнюдь не небывалая вещь в облике
современного самолета — взгляните
хотя бы на входное устройство запра-
вочной штанги этого «Миража» И , на
обтекатели антенн на его киле.
..
Казалось бы, уровень изученности
дифракционных явлений, достигнутый
к началу XX века, позволяет понять, как
сделать самолет, максимально незамет-
ный для моностатических РЛ-систем,
составляющих, как известно, подавляю-
щее большинство существующих сегод-
ня локаторов. (Пока мы говорим только
о геометрии поверхностей самолета.)
В очертаниях самолета не должно быть:
плоских элементов, ориентиро-
ванных на радар;
кромок, перпендикулярных
направлению на радар, ведь они,
как было сказано, отражают волну
столь же эффективно, как цилиндри-
ческий стержень;
прямых углов между элемента-
ми конструкции.
Как легко заметить, меры из этого
перечня имеют один серьезный недо-
статок: здесь все время речь идет
о «направлении на радар». В первых
двух пунктах это заявлено прямо.
В третьем то же условие присутствует
не столь явно. Фактически в третьем
пункте подразумевается уголковый
отражатель; выше мы уже говорили,
что он имеет свойство «возвращать»
источнику луч, посланный в плоскости,
перпендикулярной ребру отражателя.
То есть, убрав прямой угол, мы избежим
отражения в сторону именно того лока-
тора, который облучает самолет. Но этот
луч может быть уловлен другим прием-
ником, а задача технологии «стеле» —
достичь максимального приближения
к «сферической» радионезаметности.
Короче говоря, перечисленные меры
работают только против одного конк-
ретного локатора, и уже поэтому они
как минимум недостаточны для созда-
ния настоящего «стелса».
Но не это главное. Самая большая
беда заключается в том, что резуль-
таты, получаемые в рамках логики
Гюйгенса — Френеля, катастрофически
не совпадают с экспериментальными
данными при исследовании диаграмм
рассеяния объектов с выпуклыми повер-
хностями, углами и ребрами. Для пост-
роения теории, которая обеспечила бы
достижение практически значимых
результатов, нужно было бы разработать
аналитико-расчетный аппарат, кото-
рый на основе физически достоверной
модели дифракции позволил бы решить
задачу об отражении плоской волны от
кромок, углов и других «особенностей
рельефа» облучаемой поверхности.
Эта задача была решена только в пос-
ледней трети XX века. О том, как это
было сделано, мы поговорим в следую-
щем номере.
Владимир Мейлицев
«М ир аж » М . Ветеран французских ВВС прибыл на МАКС-2007
Не согласны с автором статьи? Готовы поспорить? Есть допол-
нительная информация? Появились вопросы или предложения?
Пишите нам на электронный адрес chniaastrel.ru и заходите
в блог редакции http://chnt.ru.
предыдущая страница 93 Что нового в науке и технике 2009 5 читать онлайн следующая страница 95 Что нового в науке и технике 2009 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст