К
осени 1944 года было уже
ясно, что Япония проигры-
вает войну. Одним из реша-
ющих факторов являлось
подавляющее преимущес-
тво союзников в воздухе. Самолеты,
на которых японские асы когда-то гро-
мили противника на пространстве от
Гавайев до Цейлона, успели морально
устареть, замены им не предвиделось,
да и машин старых типов все время не
хватало. Не хватало также подготов-
ленных пилотов, запчастей и топлива.
В октябре 1944 года союзники атакова-
ли остров Сулуан: начиналась высадка
на Филиппины. Находившийся там
1-й воздушный флот ВМФ Японии
насчитывал не более 40 исправных
истребителей против сотен американ-
ских. 19 октября его командующий
вице-адмирал Такидзиро Ониси сооб-
щил офицерам, что не видит иного
способа нанести войскам союзников
какой-либо заметный урон, помимо
применения летчиков, готовых отдать
жизнь за свою страну и обрушить свой
самолет, вооруженный бомбой, на
вражеский корабль. Формирование
из летчиков-добровольцев отряда спе-
циальных атак «Симпу» — так было
названо первое подразделение ками-
кадзе — заняло всего одну ночь. 25
октября была совершена первая в ис-
тории успешная атака камикадзе (про-
тив американского флота). Потеряв
17 самолетов, японцы потопили один
корабль и серьезно повредили еще
шесть.
В подавляющем большинстве слу-
чаев для атак камикадзе применялись
обычные самолеты (чаще всего это
были массовые Mitsubishi А6М Zero
различных модификаций с бомбой
на подвеске). Но проектировалась
и «специализированная техника»,
отличавшаяся простотой и дешевиз-
ной конструкции, отсутствием боль-
шинства приборов и хрупкостью мате-
риалов. О ней и пойдет речь.
Mitsubishi А6М Reisen, более извест-
ный как Zero (или Rei shiki Kanjo sentoki
по-японски), был, безусловно, самым
массовым японским истребителем
Второй мировой войны. Производство
началось в 1939 году. В его обозначе-
нии А означает тип самолета (истреби-
тель), 6 — модель (он как раз сменил
модель 5, выпускавшуюся с 1936 по
1940 год и находящуюся на вооруже-
нии до 1942 года), а М — Mitsubishi.
Прозвище Zero самолет получил за
номенклатуру модели 00, произошед-
шую от последних цифр года начала
массового производства (2600 год по
японскому календарю, он же 1940-й).
Для работы над Zero была выделена
группа лучших инженеров компании
Mitsubishi во главе с конструктором
Дзиро Хорикоси.
Zero стал одним из лучших палуб-
ных истребителей Второй мировой
войны. Он отличался большой дально-
стью полета (около 2600 километров)
и великолепной маневренностью.
В начале войны ему не было равных,
но уже к осени 1942 года над полем
103
Nakajima К М 15 Tsurugi с системой
отбрасывания шасси
боя стали во все больших количествах
появляться новейшие «уайлдкэты»
и «аэрокобры». Reisen морально
устарел за какой-то год, а достойной
замены ему не было. Тем не менее он
выпускался до самого конца войны,
став наиболее массовым японским
самолетом — было построено не
менее 11000 штук.
Нас более всего интересуют моди-
фикация Mitsubishi А6М7, разработан-
ная специально для атак камикадзе,
и модификация Mitsubishi А6М5,
которая ввиду массовости чаще всего
предыдущая страница 95 Что нового в науке и технике 2009 5 читать онлайн следующая страница 97 Что нового в науке и технике 2009 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст