60
ЧТО НОВОГО В НАУКЕ И ТЕХНИКЕ
H
О
W
I
T
АМЕРИКАНСКАЯ СЦЕПКА (СЦЕПКА ДЖАНЕЯ)
Американская сцепка — это разно-
видность шарнирной. Пальцы такой
сцепки держатся друг за друга наподо-
бие того, как пальцы одной руки могут
сцепиться с пальцами другой. При
сближении вагонов пальцы выпрямле-
ны. Когда они находят друг на друга,
то сгибаются и образуют замок. Чтобы
открыть такой замок, нужно подтол-
кнуть вагоны навстречу друг другу
и сильно рукой приподнять отжимной
рычаг.
Впервые подобную сцепку запатенто-
вали в 1873 году в США (откуда и пошло
название «американская»— так
называли любую шарнирную сцеп-
ку в России вплоть до 30-х годов
XX века). А с момента, когда в 1893 году
в Америке было запрещено использова-
ние ручной сцепки на железных доро-
гах, сцепка Джанея стала самым распро-
страненным типом сцепки не только
в Америке, но и в мире (почти вся
Латинская Америка, Китай и Япония,
Вьетнам и Корея пользуются такой
сцепкой; помимо этого она встречается
в Индии и Австралии).
Прозвище этой сцепки — «джен-
ни» — пошло от фамилии изобретате-
ля, майора армии конфедерации США
Эли Гамильтона Джанея (1831-1912).
После войны он работал обычным
продавцом и в свободное время зани-
мался разработкой различных усо-
вершенствований железнодорожного
транспорта. Патент США № 138405 на
свою легендарную сцепку он получил
29 апреля 1873 года.
Поворотная часть сцепки (палец)
называется «когтем». Когда железнодо-
рожник приподнимает сцепной рычаг,
замок сцепки остается в приподнятом
положении (открытом) даже при
опускании рычага, а закрытый коготь
откроется благодаря механической
связи с рычагом. Как только два вагона
«сталкиваются» открытыми когтями, те
упираются друг в друга и закрываются,
намертво соединяя вагоны. Для откры-
вания, как сказано выше, достаточно
просто снова приподнять рычаг.
Обычно автоматические шарнир-
ные сцепки снабжены специальным
остановом, который зажимается,
чтобы замок не защелкивался сам
собой, без соударения вагонов.
Патрубки для подачи электроэнергии
(воздуха) присоединялись вручную
вплоть до 30-х годов XX века, хотя
теперь многие соединения также про
исходят автоматически.
Она относится к полуавтоматиче-
ским сцепкам: для сцепки нужно
предварительно разблокировать
когти, но вот кабельная канализация
соединяется вручную.
Характерно то, что американ-
ская сцепка сработает, даже если на
одной из ее половин коготь закрыт.
Второй, открытый коготь просто
аккуратно «поднырнет» под закры-
тый первый и защелкнется. Это еще
больше повышает уровень безопас-
ности сцепки.
Есть и еще один плюс. Даже если
один вагон заметно ниже другого
и горизонтальные оси двух половин
сцепки не совпадают, сцепление все
равно произойдет без проблем из-за
достаточно большого контактного
пятна сцепок.
В 20-е годы США активно поставля-
ли в Европу, в том числе и в Россию,
комплектные наборы сцепок типа
Джанея собственного производства.
Тем не менее даже Советская техниче-
предыдущая страница 53 Что нового в науке и технике 2009 6 читать онлайн следующая страница 55 Что нового в науке и технике 2009 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст