МНОГОУВАЖАЕМЫЙ I
Какую роль в жизни человека играет
мебель? Она нужна для удобной орга-
низации пространства и для эстетики.
Но К. Саймак в «Кимоне» (1954) придает
мебели более сложную функцию.
«Бишоп старался определить, для
чего же нужен этот шкаф. Красивая вещь,
вид у нее древний, и полировка.
.. Нет, это
не лак, шкаф отполирован прикосновени-
ями человеческих рук и временем.
Он направился к шкафу.
— Хотите выпить, сэр?
— Не прочь, — ответил Бишоп и тотчас
стал как вкопанный, сообразив, что шкаф
заговорил с ним, а он ответил».
Так начинается знакомство героя с пла-
нетой, куда он прилетел, пройдя мно-
жество отборочных конкурсов и доказав
высочайшую квалификацию в своей
профессии. Но по ходу событий герой
убеждается: в сравнении с кимонцами
уровень развития людей не выше, чем
у выпускников детсада перед взрос-
лыми специалистами. Он недоумевает,
зачем кимокцы тщательно отбирают тех,
кого приглашают к себе с Земли, зачем
нужны все эти конкурсы. И постепенно
понимает: они отбирают тех, кто достоин
у них учиться. Бишоп не произносит этого
вслух, но.
..
Как построить дом будущего? Он должен
строиться в.
.. четырех измерениях, счи-
тает архитектор Квинтус Тил из рассказа
Р. Хайнлайна «Дом, который построил
Тил» (1941): «.
..Я думаю о четвертом про-
странственном измерении, таком же, как
длина, ширина и высота! Для экономии
материалов и удобства расположения
комнат нельзя придумать ничего лучше.
Не говоря уже об экономии площади участ-
ка. Ты можешь поставить восьмикомнат-
ный дом на участке, теперь занимаемом
домом в одну комнату. Как тессеракт.
..
Тессеракт — это гиперкуб, прямоуголь-
ное тело, имеющее четыре измерения,
подобно тому как куб имеет три, а квад-
рат— два».
И строит. В виде тессеракта, развернутого
в три измерения: первый куб — нижний
этаж, следующие пять — второй, потом
кубы третьего и четвертого этажей. Но
из-за землетрясения дом.
.. складывает-
ся в четырехмерный куб. Как же из него
91
«ИЮНЬ 2009
иКАФ!.
.
«— Ложитесь-ка спать, сэр, — сказал
шкаф.
— Наверно, надо ложиться, — согласил-
ся Бишоп. — День был тяжелый и дол-
гий.
— Вы захотите встать пораньше, —
заметил шкаф, — чтобы не опоздать
в школу».
Шкаф даже не многофункциональная
нянька, а мудрый наставник, и к тому же
телепат.
..
А в первой части веселой фантастической
повести «Понедельник начинается в суб-
боту» 11965) А. и Б. Стругацких творится
суета, «суета вокруг дивана». «При чем
здесь диван? — поражается А. Привалов,
молодой программист, невольный
участник бурных событий. — Никогда
не слыхал никаких сказок о диванах.
Был ковер-самолет. Была скатерть-са-
мобранка. Были: шапка-невидимка,
сапоги-скороходы, гусли-самогуды. Было
чудо-зеркальце. А чудо-дивана не было.
На диванах сидят или лежат, диван — это
нечто прочное, очень обыкновенное.
..
В самом деле, какая фантазия могла бы
вдохновиться диваном?.
.» Но позже все
разъяснилось. Диван оказался.
.. прибо-
ром. Излучателем М-поля, преобразую-
щего «обычную реальность в реальность
выйти? Выход ведет не наружу, а в любую
из имеющихся комнат. Зато внутренние
двери могут открываться, например,
в розовый куст под окном. И не угадаешь,
куда они откроются в следующий раз. А уж
окна.
.. «Окно смотрело вниз, а не вперед,
вниз с ужасающей высоты.
.. На тысячу
футов под ними расстилался игрушечный,
но очень оживленный город». Во втором
оказались «обыкновенный морской вид,
открытый океан и синее небо, но только
океан был там, где полагалось быть небу,
а небо — на месте океана». В третьем
было «ничто, отсутствие чего бы то ни
сказочную». А создателем прибора, чья
фантазия не погнушалась вдохновиться
предметом мебели, оказался легендар-
ный подданный императора Рудольфа
Второго, Лев Бен Бецалель.
Можно ли сейчас сделать предмет мебе-
ли с функциями прибора? Можно. Даже
современные инвалидные кресла со
встроенным управлением служат тому
доказательством. Конечно, до излучения
М-поля или телепатии им далеко, но все
равно.
..
было.
..». А в четвертом «знойное солнце
хлестало лучами землю с лимонно-желтого
неба. Выгоревшая до бурого цвета равнина
казалась бесплодной и неспособной под-
держивать жизнь». Сюда-то и выскочили
с перепугу герои рассказа, почувствовав
толчки нового землетрясения. И вовремя:
дом исчез совсем.
Неудивительно, что шутка Хайнлайна —
не больше чем шутка. Тессерактом (или
тетракубом) вдохновились писатели
и кинематографисты. А архитекторы, хотя
и предлагают замысловатый дизайн,
все же конструируют зда-
ния по прежним,
трехмерным тех-
нологиям.
Не согласны с автором статьи? Готовы поспорить?
Есть дополнительная информация? Появились
вопросы или предложения? Пишите нам на элек-
тронный адрес chnfaastrel.ru и заходите в блог
редакции http://chnt.ru.
предыдущая страница 84 Что нового в науке и технике 2009 6 читать онлайн следующая страница 86 Что нового в науке и технике 2009 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст