9
4
ИСТОРИИ::
ЛИЧНОСТЬ
ЧТО НОВОГО В НАУКЕ И ТЕХНИКЕ
I
не закончились на полпути, но успех
на этот раз был на стороне Форда: за
первый год было продано 1708 машин
модели А — и дело пошло.
Новая компания в первые шесть
лет своего существования произвела
на свет восемь моделей. Это были
легковые «экипажи» с двух- либо
четырехцилиндровыми мотора-
ми. Исключением была модель К,
шесть цилиндров которой выдавали
огромную для тех времен мощность
50 лошадиных сил. Постоянный запуск
новых моделей, по словам Форда,
был вызван давлением акционеров,
считавших появление новинок почти
самоцелью, хотя спрос при этом рос не
всегда, а порой даже снижался.
Вице-президент и главный кон-
структор фирмы Генри Форд на старте
имел 25,5 процента акций. В 1906 году
он значительно увеличил свой пакет,
а в последующем довел его до конт-
рольного, после чего все решения при-
нимал сам.
«ЖЕСТЯНКА ЛИЗЗИ»
Продажи порядка семи-восьми тысяч
машин ежегодно для тех времен
были очень приличным результа-
том. Генри, однако, желал большего.
Обретя свободу действий, он взялся
за создание такого автомобиля, кото-
рый хотелось бы производить ему
самому. Машина мечты должна была
быть простой в производстве и ремон-
те, надежной, не боящейся плохих
дорог, дешевой и, главное, массовой.
‘ Тш ига (англ.).
В 1909 году Форд объявил, что его
фирма отныне производит лишь одну
машину — модель Т, а покупатель
«может выбрать любой цвет при усло-
вии, что этот цвет черный».
Автомобиль, за грубоватую кон-
струкцию прозванный «жестянкой
Лиззи»4, вошел в историю и отчасти
изменил ее. Фордовские заводы выпу-
скали «жестянку» с октября 1908-го по
май 1927 года. За это время было про-
дано более 15 миллионов машин. Этот
рекорд будет побит только к концу
XX века. Бог создал людей, полковник
Кольт сделал их равными, а Генри Форд
пересадил с лошадей на автомашины.
Детище Форда вместило в себя
немало технических новинок, но
оглушительный успех был вызван
другими причинами. Модель «Т»
стала первым автомобилем, от нача-
ла и до конца сделанным в расчете
на массовое производство и низкую
цену. Этой идеей была пронизана вся
конструкция машины, от рамы до
последнего болта.
Производство соответствовало
конструкции. Генри Форд не был изоб-
ретателем конвейера, но он первым
построил на его основе все производ-
ство. Как писал он сам, «во всех опе-
рациях доминировали два принципа:
рабочий должен совершать лишь одну
операцию и не должен находиться
в согнутом положении». Главной
целью было максимально интенсив-
ное использование рабочей силы.
Рабочий не должен тратить время
на перемещения, поднос материала
и поиск нужного инструмента.
Конвейер был опробован 1 апреля
1913 года на сборке стартера. С осени
на конвейере собирались магне-
то. Рабочий, собиравший магнето
от начала до конца, тратил около
20 минут. На конвейере сборка была
разделена на 29 операций, а время
сократилось до 5 минут. С января
1914 года все «форды» собирались на
конвейере.
Производство и конструкция все
время оптимизировались. Машина
становилась проще и дешевле, а ее
производство — быстрее и дешевле.
В результате Форд мог держать цены
на минимальном уровне. В 1909 году
туристическая версия «Лиззи» стоила
950 долларов за штуку, в 1912-м — 600,
в 1916-м, накануне вступления США
Б изнесм ен-м и ротво рец
С началом Первой мировой войны Генри Форд развил бурную актив-
ность. Где-то, скорее всего от тогдашних социалистов, он слышал, что
война выгодна промышленникам, богатеющим на военных заказах.
Вывод был сделан по-крестьянски простой: если убедить этих парней
наживаться на чем-то мирном, то и войне конец. На замену пушкам
был выбран трактор «Фордэон», демонстрировать его воюющей Европе
должны были «самые уважаемые люди Америки», а для доставки трак-
торов на место зафрахтовали пароход. Конечно, «уважаемые люди»,
начиная от президента Вильсона, под разными предлогами отказались
от участия в авантюре. Коллегами Форда стали экзальтированные жен-
щины из различных пацифистских комитетов, чья невнятно-шумная
активность превратила миссию в балаган еще до официального начала.
Демонстрировать тракторы пришлось в нейтральной Норвегии, война
продолжалась, а Форд, потерпев неудачу в своей донкихотской затее,
зато смог сделать на ней неплохую рекламу.
предыдущая страница 87 Что нового в науке и технике 2009 6 читать онлайн следующая страница 89 Что нового в науке и технике 2009 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст