101
сегодня делаются преимущественно
из металла; значит, этот металл надо
чем-то закрыть, во всяком случае, те
участки конструкции, которые вносят
наибольший вклад в формирование
отраженного поля. Это достигается
при помощи нанесения радиопогло-
щающих покрытий (РПП).
Во-вторых, имеет значение геомет-
рия составляющих самолет поверхно-
стей, причем, как мы увидим, не
только внешних. РПП не обеспечивают
абсолютного гашения падающего сиг-
нала, да и не все в самолете можно ими
защитить. Но можно добиться, чтобы
отраженная волна направлялась не
в сторону облучающей РЛС, а в ином
направлении. Еще лучше, если отра-
женные сигналы будут сосредоточены
ПОЛНОСТЬЮ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ОТРАЖЕННОГО
РАДИОСИГНАЛА НЕВОЗМОЖНО. НО МОЖНО
СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ОН ОТРАЗИЛСЯ В СТОРОНУ
ОТ ПРИЕМНИКА ВРАЖЕСКОЙ РЛС.
в узких зонах, по возможности немно-
гочисленных, — так меньше вероят-
ность, что наш аэроплан будет замечен
другими РЛ-приемниками. Такой
эффект может быть получен за счет
специально проработанной формы
всех частей конструкции аппарата, их
взаиморасположения и сопряжения.
Собственно, мы назвали два основ-
ных способа, которые применены
в летающих сегодня «стелсах» для сни-
жения РЛ-заметности.
Важный момент. Из сказанного
выше вытекает, что ни применение
РПП, ни особое формообразование не
дают малозаметности со всех сторон.
Если мы, например, за счет формы
носовой оконечности «перенаправ-
ляем» отраженный луч наземного
локатора, «ловящего» самолет с перед-
ней полусферы, вниз и назад, то надо
понимать, что там, снизу-сзади, нас
тоже могут «увидеть». То есть ЭПР не
есть некая константа, как площадь
крыла или тяга двигателя; при облу-
чении с разных направлений ее значе-
ния могут различаться в сотни раз.
И последнее замечание по поводу
ЭПР. Когда говорят, «ЭПР с такого-то
направления составляет такую-то
величину», имеют в виду ее значение,
усредненное по некоторому неболь-
шому диапазону углов, поскольку
из-за неизбежных колебаний траекто-
рии полета именно средние значения
определяют уровень сигнала, обраба-
тываемого в приемнике локатора.
ЧЕМ «СВЕТИТ» САМОЛЕТ
Однако достаточно теории. Пора пос-
мотреть на реальный самолет и соста-
вить для себя представление, какие
его части, агрегаты, формообразова-
ния играют главную роль в появлении
столь нежелательной отметки на экра-
не вражеского радиолокатора. При
этом будем помнить, что нас интере-
сует настоящий «стеле», поэтому мы
не можем ограничиваться одним лишь
фронтальным ракурсом, а должны
«посмотреть со всех сторон».
Для примера возьмем проекции
самолета МиГ-23 — типичного истре-
бителя третьего поколения. Третье
поколение — это сверхзвуковая ско-
рость плюс развитая электроника.
О специальных мерах по достижению
РЛ-малозаметности при создании этих
самолетов особо не задумывались,
стремясь в первую очередь достичь
опережающего обнаружения против-
ника своими бортовыми средствами.
Какие же элементы конструкции
МиГ-23 особенно «эффективны»
с точки зрения формирования отра-
женного радиосигнала? Посмотрим
внимательно на приведенную схему.
1. Большие плоские или почти плоские
поверхности в боковой проекции.
Это средняя часть фюзеляжа (1.1),
форма которой обусловлена пря-
моугольным сечением воздухоза-
борников; верхний (1.2) и нижний
(1.3) кили, установленные верти-
кально и, таким образом, добросо-
вестно возвращающие сигнал лока-
тору, облучающему самолет сбоку.
2. То же в горизонтальной проек-
ции — крыло (2.1) и стабилизатор
(
2
.
2
).
3. С передних углов наблюдения:
кромки воздухозаборника и его
клина (3.1) — как мы уже знаем,
отражение от прямого края экви-
валентно отражению от цилин-
дрического стержня, а края обе-
чайки воздухозаборника и клина
именно прямые; кроме того, на
кромках возникают сильные
демаскирующие дифракционные
эффекты. То же самое можно ска-
зать и о передней кромке крыла
в положении малой стреловидно-
сти (3.2), когда она расположена
почти под прямым углом к фюзе-
ляжу. Специальной особенностью
МиГ-23 является уступ передней
кромки в зоне стыка подвижной
предыдущая страница 94 Что нового в науке и технике 2009 6 читать онлайн следующая страница 96 Что нового в науке и технике 2009 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст