21
9
сентябрь 2009
Стратегия для науки
мая президент рФ подписал разрабатывавшую-
ся несколько лет стратегию национальной без-
опасности рФ до 2020 года — объемный доку-
мент, отражающий представление властей о при-
оритетах внутренней и внешней политики, угрозах безопасности
страны на следующее десятилетие.
разумеется, наука и новые технологии не остались без вни-
мания авторов стратегии. Прежде всего в ней нашли отраже-
ние «высокотехнологичные» угрозы стабильности и развитию
россии вроде «совершенствования форм противоправной
деятельности в кибернетической и биологической облас-
тях, в сфере высоких технологий», «утечки мозгов» за рубеж
и «зависимости от импортных поставок научного оборудования
и стратегических материалов». собственно, все возрастающая
роль высоких технологий в развитии транснациональной пре-
ступности, как и постоянное отставание в техническом обеспе-
чении российской науки, давно не новость. Обеспечение техно-
логической безопасности страны, если судить по официальным
заявлениям, хронически беспокоит наши власти.
самое интересное — это, конечно, меры, которые предполага-
ется предпринять в среднесрочной перспективе для развития
науки, высоких технологий и образования.
Как уже не раз отмечалось, кадры в науке решают если не
все, то очень многое. Авторы стратегии предлагают осущест-
влять «гражданское воспитание новых поколений в традици-
ях престижа труда ученого и педагога». Если при этом будет
учтена зависимость между «традициями престижа» труда и его
оплатой, то можно рассчитывать, что российские мозги начнут
работать не только на мировую науку. Помимо кадрового воп-
роса разработчики стратегии сделали акцент на необходимости
повышения эффективности государственного управления в об-
ласти интеграции науки, образования и высокотехнологичной
промышленности. И тут стратегия не несет
ничего нового — попытки придумать наиболее
действенную систему финансирования иссле-
дований и управления наукой, скрестить науку
и промышленность, а также повысить престиж
научной деятельности предпринимаются давно,
но о существенных результатах этих попыток
пока говорить рано.
разработчики стратегии в деле обеспечения
национальной безопасности в науке делают
ставку на уже использующиеся или формиру-
ющиеся механизмы: целевое финансирование
исследований (сейчас оно проводится в рамках
федеральных целевых программ), федеральные
университеты и национальные исследователь-
ские университеты (часть из них уже создана,
другие только создаются), учебные заведения,
ориентированные на нужды регионов. Авторы
предусмотрели также «участие российских
научных и научно-образовательных организа-
ций в глобальных технологических и иссле-
довательских проектах с учетом конъюнктуры
рынка интеллектуальной собственности» — эта
идея была бы замечательна, будь ее смысл
разъяснен подробнее, а реализация обеспечена
какими-то конкретными мерами.
трудно сказать, каков будет КПД самой стра-
тегии. По сути своей этот документ, по юриди-
ческой силе уступающий любому закону, всего
лишь декларация о намерениях власти, отра-
жающая уже запущенные процессы, результат
которых пока непредсказуем.
предыдущая страница 22 Что нового в науке и технике 2009 9 читать онлайн следующая страница 24 Что нового в науке и технике 2009 9 читать онлайн Домой Выключить/включить текст