9
СЕНТЯБРЬ 2009
ГЕНРИХ
РУДОЛЬФ
ГЕРЦ
В
ПОИСКАХ РАДИОВОЛН
з а б а в н ы е м а те м а ти ч е с к и е по строения
Во второй половине XIX века в физи-
ке бушевали нешуточные страсти: сра-
жались две теории электродинамики:
Ампера — Вебера и Максвелла. Первая
являлась общепризнанной, базирова-
лась на преобладавшей тогда философ-
ской концепции дальнодействия (когда
тела действуют друг на друга на рас-
стоянии непосредственно и мгновен-
но), но была скорее набором разроз-
ненных правил и формул, чем цельным
образованием. Вторая стояла на сме-
лых предположениях Фарадея о суще-
ствовании посредника, передатчи-
ка действия от одного тела к другому,
названного Максвеллом «электромаг-
нитным полем». Она оказалась более
стройной, однако несла в себе боль-
шое количество новых непривычных
идей. Теории различались не толь-
ко философским подтекстом — неко-
торые явления они предсказывали
по-разному. Кто-то должен был поста-
вить серию экспериментов и по резуль-
татам однозначно указать либо на
Максвелла, либо на Ампера — Вебера.
ЭлЕКтРОДИНАМИКА: НОВАЯ НАДЕжДА
Будущий ученый, блестящий экспе-
риментатор и талантливый теоретик
Генрих Рудольф Герц родился 22 фев-
раля 1857 года в семье гамбургского
адвоката. Учился молодой Генрих
охотно, проявлял склонность ко мно-
гим предметам, причем не только
техническим, но и гуманитарным.
Благодаря очень хорошей памяти
успешно изучал языки: английский,
итальянский и французский, а также
арабский и санскрит; писал стихи.
Он никогда не гнушался ручной
работы, любил проводить свободное
время в мастерской, изучал слесарное
и токарное дело, которые ему очень
пригодились в карьере ученого-экс-
периментатора. Правда, в отличие от
многих знаменитых физиков и мате-
матиков он был совершенно не спосо-
бен к музыке.
После окончания школы весной
1876 года, посоветовавшись с отцом,
Генрих Герц поехал в Дрезден, чтобы
начать занятия инженерной наукой
в Высшей технической школе — он
хотел стать архитектором. Однако по
приезде туда он понял, что применения
своим способностям здесь не найдет.
Проучившись всего семестр, осенью
того же года Генрих был призван на
военную службу, откуда, вернувшись
через год с твердым решением про-
должить занятия инженерной наукой,
направился в Мюнхенскую высшую
техническую школу. Занимаясь там, он
слушал в местном университете лекции
по математике и физике у Филиппа фон
Жолли, прославленного физика того
времени. Тогда-то Генрих Герц и по-
нял, что только научная работа может
дать ему истинное удовлетворение.
С согласия отца он оставил Высшую тех-
ническую школу и полностью посвятил
себя занятиям физикой и математикой.
Вскоре Герц поступил в Берлин-
ский университет, где лекции читали
всемирно известные специалисты по
математике и экспериментальной
физике — Гельмгольц и Кирхгоф.
Гельмгольц очень скоро заметил ода-
ренного юношу и взял его под свою
опеку — таким образом, он нашел
очень способного и трудолюбивого
ученика, с которым не переставал
общаться до конца жизни.
В конце летнего семестра
Гельмгольц по традиции должен был
предложить студентам тему конкур-
сной работы по физике. Он выбрал
электродинамику: предложенный им
эксперимент должен был выяснить,
действительно ли у электрического
заряда, который движется по провод-
нику в виде тока, есть особая инер-
ция, которую ему приписывал Вебер.
Таким образом, Гельмгольц хотел
направить силы Герца на изучение
электродинамики, считая ее наиболее
запутанной и интересной из областей
физики того времени.
Как и полагал его наставник, Герц
успешно справился с заданием. Он
не обнаружил у тока никакой инерт-
ной массы (которую можно было бы
зафиксировать доступными ему сред-
ствами), подтвердив тем самым подо-
зрения Гельмгольца.
В 1870-1880-х гг. Гельмгольц вооб-
ще много занимался электродина-
микой, размышлял, сравнивал ста-
рую и новую теории, искал критерии
выбора между ними, пытался адап-
тировать их друг к другу. В 1879 году
по его инициативе Берлинская ака-
демия наук объявила призовую тему:
нужно было поставить серию опытов,
которые бы однозначно указали вер-
ную теорию. Гельмгольц предложил
заняться этой проблемой Герцу, но
ученику тема не понравилась, в основ-
ном из-за экспериментальных про-
блем, которые он заранее предви-
дел. Герц отказался от работ по этому
направлению, хотя на самом деле про-
сто отложил задачу до поры до време-
ни — он вернулся к ней через семь лет,
во время своего преподавания в уни-
верситете Карлсруэ.
предыдущая страница 70 Что нового в науке и технике 2009 9 читать онлайн следующая страница 72 Что нового в науке и технике 2009 9 читать онлайн Домой Выключить/включить текст