Иллюстрации: Wikipedia, Panoramio.com
77
9
сентябрь 2009
для людей и машин. Поезда же постоянно идут по верхней
его платформе, где на других мостах организованы смотро-
вые площадки с лифтами. Высота моста — 68 метров, длина
центрального пролета — 140 метров. Общая же длина,
включая идущие над землей участки для движения поездов,
равна 2,5 км.
Самый большой на сегодняшний день мост-транспортер
находится в Мидлсбро (Великобритания) и соединяет два
берега реки Тис по ходу трассы А178 из Мидлсбро в Порт-
Кларенс. Гондола моста рассчитана на 9 автомобилей плюс
пешеходов, а также может перевозить большие туристичес-
кие автобусы. Мост был построен по специальному заказу
парламента знаменитой строительной фирмой «Сэр Уильям
Эрролл и К°» и торжественно открыт 17 октября 1911 года
принцем Артуром, герцогом Коннаутским, внуком коро-
левы Виктории. Эта конструкция во многом служила
и рекламным целям, так как было официально заявлено,
что при ее возведении использовалась лучшая в мире сталь
компании Dorman Long, в то время лидера мировой ста-
лелитейной промышленности. Общая длина моста — 260
метров, длина центрального пролета — 160 метров, высо-
та — 69 метров. В 1985 году мост был включен в список
архитектурного наследия Великобритании. Он часто «сни-
мается» в кино и в телепередачах, является постоянным
«героем» различных празднеств и поддерживается в идеаль-
ном состоянии. Ввиду своей высокой грузоподъемности на
мосту помимо обыденных переправ организованы туристи-
ческие шоу в виде катания и переправы на ретроомнибусах
и экскурсий на верхнюю платформу моста.
Наконец, последний действующий на сегодня мост-
транспортер функционирует в Рошфоре (департа-
мент Шаран-Маритим, Франция) и соединяет берега
речки Шаран. Его общая длина — 175 метров, высота —
66,5
метра. Мост был построен в 1898-1900 годах и служил
вплоть до 1967 года, после чего был перестроен в верти-
кальный мост лифтового типа. В 1976 году он был оконча-
тельно «списан» и стоял в замороженном состоянии почти
20 лет. В 1994 году французские власти приняли решение
вернуть историческому монументу его истинную роль: лиф-
товый мост снова стал летающим паромом и продолжа-
ет выполнять свое назначение. Рошфорский транспортер
не рассчитан на автомобили, он может перевозить лишь
людей; ежегодно на три зимних месяца он останавливается
и консервируется.
с о х ра н и в ш и е с я , но не ра б о та ю щ и е м о с ты -тра н с п о рт е ры
На сегодня сохранилось еще пять летающих, но уже не экс-
плуатируемых паромов. Один из самых красивых транспор-
теров в мире — «Воздушный мост», построенный в городе
Дулут (Миннесота, США) в 1901-1905 годах по проекту
инженера Томаса Мак-Гилврея. Для своего времени такой
мост был революционным и, как все американское, стремил-
ся к максимализму. По окончании строительства гондола
моста могла перевозить 350 человек, вагоны, автомобили
или экипажи общим весом до 60 тонн. Более грузоподъ-
емного транспортера в мире не строили никогда. Река,
через которую осуществлялась переправа, была достаточно
своеобразной: это искусственный судоходный канал, облег-
чающий попадание судов в реку Сент-Луис, построенный
в 1870-1871 годах. Переправа осуществлялась каждые пять
минут и занимала около минуты. Городок Миннесота-Пойнт,
близ которого был построен мост, рос, потоки автомобилей
увеличивались, как и потоки кораблей. «Воздушный мост»
уже не справлялся с нагрузкой, и в 1929-1930 годах он был
перестроен в подъемный мост лифтового типа, а в 1973 году
внесен в список архитектурных шедевров Америки.
В 1914 году мост-транспортер был возведен в Буэнос-
Айресе (Аргентина) — через реку Риачуэло. Он эксплуати-
ровался до 1947 года, после чего был закрыт для транспор-
та и поставлен «на вечную стоянку». Ныне является архитек-
1
УЛ
г. ««Яі^ЛвЯМЯЙЯтЮЯМГ/ІГ^іг.і^іцуГ'.*-'' ЛІЛІ
Мост в Уоррингтоне
предыдущая страница 78 Что нового в науке и технике 2009 9 читать онлайн следующая страница 80 Что нового в науке и технике 2009 9 читать онлайн Домой Выключить/включить текст