к»ІІ
ного оперения, весьма значительный
у обычных самолетов. Весь объем
машины — даже крыло! — сложили
из плоских панелей-фасетов, большая
часть которых наклонена под углом
30 ° от вертикали, и все они отража-
ют лучи вверх и вниз. Полностью
отсутствуют криволинейные поверх-
ности, отражающие равномерно во
всех направлениях, и структуры типа
уголковых отражателей. Нижняя часть
крыла образована всего лишь двумя
плоскими поверхностями, верхняя —
тремя. Угол стреловидности крыла,
равный 67,5 градуса, почти абсурден
для дозвукового самолета — еще одна
жертва, положенная на алтарь неза-
метности. Столь же стреловидные
кили, острые кромки аэродинами-
ческих поверхностей тоже, мягко
говоря, нетипичны для относительно
тихоходных машин.
Во многом благодаря такой форме
крыла и килей ни один из основных
секторов отражения не направлен
непосредственно вперед. Другие компо-
ненты планера ориентированы таким
образом, чтобы отражение от них про-
исходило строго в основных секторах,
например, горизонтальные кромки
воздухозаборников в плане параллель-
ны задней кромке крыла, а их боковые
кромки на виде сбоку повторяют наклон
передней грани кабины. Все щели,
сочленения, закрыты пилообразными
накладками, стороны зубцов которых
«работают» в нужных секторах, так же
оформлены створки открывающихся
отсеков. «Развал» килей затрудняет
обнаружение с боковых ракурсов.
Мы уже говорили, насколько важно
не пропустить луч РЛС внутрь кабины.
Для этого на остекление нанесено мно-
гослойное золотосодержащее электро-
проводящее покрытие, отражающее
радиоволны. А форма фонаря, как и все
на этой машине, фасеточная, так что
отражение происходит в запланиро-
ванных конструкторами секторах.
Вряд ли где-то в открытом доступе
опубликована реальная диаграмма
рассеяния «Ночного ястреба», но
она явно должна представлять собой
некую «звезду»: всплески от острых
кромок, стыков обшивки сконцентри-
рованы в нескольких узких секторах,
а не распределены сравнительно
равномерно, как в случае с обычны-
9
СЕНТЯБРЬ 2009
В конце 1983 года группа F-117,
размещенная в Тонопе, достигла
уровня боевой готовности
ми самолетами. Вот что имел в виду
Уфимцев, когда поминал ежика.
Сектора настолько узки, что РЛС не
может извлечь из них достаточной
информации, а «пустоты» между сек-
торами вообще трудноотличимы от
фонового шума.
Перед разработчиками «Ночного
ястреба» было поставлено условие: не
касаться двигателя. Вся тяжесть зада-
чи по «укрытию» силовой установки
от «взоров» РЛС легла на конструкто-
ров входных и выходных устройств.
В плоских воздухозаборниках уста-
новлены решетки с шагом 15,24 мм
(0,6 дюйма), так что волны локаторов
дальнего обнаружения, а также боль-
шинства стрельбовых РЛС, слишком
длинны для того, чтобы пройти через
решетку. Сама она изготовлена из
РПМ и наклонена вверх — туда и ухо-
дит энергия, оставшаяся непоглощен-
ной. Часть излучения все же проходит
через заборник и достигает двигателя.
Но, оказывается, это еще полдела,
даже меньше. Теперь отразившееся
излучение должно выйти наружу. На
этом пути оно неоднократно отра-
жается от стенок канала, после чего
ему нужно снова пройти решетку.
Это труднее, чем проникнуть внутрь:
ее РПМ неоднороден. В передней
по полету части он «мягкий», погло-
щающий. А потом его сопротивление
постепенно растет, и отраженные от
двигателя волны попадают на «твер-
дую» тыльную сторону решетки, где
отражаются обратно в канал. Далее
процесс повторяется.
..
Выходные устройства двигателей
выполнены плоскими, узкими и на-
клоненными вверх на 10 градусов.
Длинные волны задерживаются в уз-
ких «проходах», образованных вер-
тикальными продольными стенками,
а короткие попадают в канал, который
значительно шире этих «проходов».
Там им предстоит многократно отра-
зиться от стенок на пути как «туда»,
так и «обратно».
предыдущая страница 82 Что нового в науке и технике 2009 9 читать онлайн следующая страница 84 Что нового в науке и технике 2009 9 читать онлайн Домой Выключить/включить текст