Закон дороги
М
атематики Марк Бартелеми (Франция)
и Алессандро Фламмини (США1 обратили
внимание на то, что сети улиц в разных
городах разных стран обнаружива-
ют удивительное сходство ряда статистических
характеристик (например, отношение общей длины
дорог к числу перекрестков), несмотря на истори-
ческие, культурные и прочие различия этих мест.
Пытаясь понять причины этого сходства, Бартелеми
и Фламмини создали довольно простую модель, опи-
сывающую рост и развитие абстрактной дорожной
сети. Это плоский граф, ребра которого представля-
ют улицы, а вершины — их пересечения. В основе
модели лежат несколько простых предположений:
развитие сети стимулируется возникновением новых
«центров» (жилых домов, магазинов и т.д.|, которые
появляются в случайных местах через заданные про-
межутки времени. Дороги к ним подводятся по прин-
ципу «локальной оптимальности» — от ближайшей
точки уже имеющейся сети. На строительство каждо-
го участка дороги затрачивается существенное (хотя
и меньшее, чем интервал между возникновением двух центров), время.
Задав начальное состояние (несколько исходных центров и связывающие
их дороги), можно наблюдать развитие модели, при этом статистические
параметры получающейся сети хорошо соответствуют характеристикам
реальных городов. Для свободы воли муниципалитетов, мэрий и иных
инстанций, принимающих решения, места в модели не предусмотрено.
С
оциолог из Чикагского университета Янг Янг обна-
родовал результаты своих более чем 30-летних
(1972-2004) полевых исследований. За это время он
успел опросить около 28 тысяч американцев в воз-
расте от 18 до 88 лет, пытаясь выяснить, насколько счастли-
выми они себя ощущают. Некоторые выводы Янга довольно
тривиальны или, по крайней мере, ожидаемы: бедные люди
реже чувствуют себя счастливыми, чем богатые; черноко-
жие— реже, чем белые; в годы экономического подъема
доля счастливцев увеличивается, а во время рецессии
падает. Но совершенно неожиданным оказалось то, что
доля счастливых людей медленно, но неуклонно растет
с возрастом — примерно на 5% на каждые 10 прожитых
лет. Мало того, среди 88-летних респондентов «очень счаст-
ливыми» оказались 33%, в то время как среди 18-летних
их только 24%. А упомянутые выше расовые и социальные
различия в самых старших возрастах оказываются менее
выраженными.
Другое исследование, также проведенное сотрудниками
Чикагского университета, заставляет усомниться еще в од-
ном стереотипе, касающемся старости: из него следует, что
с годами растет социальная активность людей. Около 75%
американцев в возрасте от 57 до 85 лет хотя бы раз в неде-
лю проявляют ее в форме общения с соседями, посещения
каких-либо собраний или религиозных мероприятий, работы
в качестве волонтеров и т. п. При этом те, кому за 80, ведут
себя вдвое активнее тех, кому за 50.
Иллюстрации: dreamstime.com (2)
предыдущая страница 22 Что нового в науке и технике 2008 06-07 читать онлайн следующая страница 24 Что нового в науке и технике 2008 06-07 читать онлайн Домой Выключить/включить текст