новости
Н
А
У
К
А
28
ЧТО НОВОГО В НАУКЕ И ТЕХНИКЕ
1
=
Н
езависимо от того, какие отношения связы-
вают современных людей с неандерталь-
цами, последние были высокоразвитыми
существами и активно пользовались чле-
нораздельной речью. На это указывают строение
их мозга и дыхательно-голосовых органов. О чем
они говорили и как были устроены их языки, мы,
вероятно, уже никогда не узнаем, но вот звучание
речи наших «кузенов» можно восстановить. Именно
это попыталась сделать группа антропологов из
Атлантического университета Флориды во главе
с Робертом Маккарти. Тщательно проанализировав
следы гортани и других частей речевого аппара-
та на ряде неандертальских черепов из Франции
и сопоставив их с данными других антропологов,
Маккарти рискнул реконструировать на компьютере
звуки, которые издавали при жизни их владельцы.
Полученное им произношение заметно отличается
от произношения современных людей. Дело в том,
что, по мнению Маккарти, у неандертальцев не
было четко отличающихся друг от друга гласных
(устройство органов речи просто не позволяло им их
произносить), что сильно ограничивало возможно-
сти языка.
Надо отметить, однако, что многие современные
языки обходятся крайне ограниченным набором
гласных звуков (например, в абхазском их всего
два — «а» и «ы»), что, врочем, совершенно не меша-
ет их носителям.
Координаты ноты
<4
К
ак известно, пушкинский Сальери проверял гар-
монию алгеброй. А вот американский композитор
и музыковед Дмитрий Тимошко предпочитает
делать это геометрией. Он и двое его коллег разра-
ботали метод геометрического представления музыкальных
элементов (нотных последовательностей, аккордов и после-
довательностей аккордов) и операций над ними. В системе
Тимошко такие последовательности выступают как элементы
графа, связанные между собой так называемыми «отно-
шениями эквивалентности» — операциями, посредством
которых один элемент может быть преобразован в другой.
Таких операций всего пять: транспонирование — все ноты
сдвигаются в одном направлении на одно и то же расстоя-
ние; инверсия — последовательность переписывается задом
наперед; перестановка — меняется порядок нот; количест-
венное изменение — меняется число вхождений конкретной
ноты в последовательность; и сдвиг на октаву — одна из нот
берется из другой октавы. Комбинируя эти процедуры, можно
получить неограниченное число новых элементов.
Разумеется, композиторы во всем мире давно знают
и используют эти приемы. Однако новая система не
просто наглядное описание существующей практики.
Музыковеду она позволяет выявить родство двух мело-
дий и оценить его степень, композитору же может пред-
ложить новые, неожиданные сочетания звуков, мимо
которых он мог бы пройти при чисто интуитивном поиске.
предыдущая страница 23 Что нового в науке и технике 2008 06-07 читать онлайн следующая страница 25 Что нового в науке и технике 2008 06-07 читать онлайн Домой Выключить/включить текст