о
п
л
и
в
о
ИДЕЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВОДОРОД В КАЧЕСТВЕ ТОПЛИВА ВИТАЛА
В ВОЗДУХЕ С ДАВНИХ ПОР. ПРИЧИНЫ ПОНЯТНЫ: ПРИ ЕПО ОКИСЛЕНИИ
__
ВЫДЕЛЯЕТСЯ ПРИМЕРНО В 2,8 РАЗА БОЛЬШЕ ЭНЕРПИИ, ЧЕМ ПРИ
ГОРЕНИИ БЕНЗИНА. ЭТОТ ПАЗ ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗВРЕДЕН, К ТОМУ ЖЕ
ЗАПАСЫ ВОДОРОДА В ВИДЕ ВОДЫ ПРАКТИЧЕСКИ НЕИСЧЕРПАЕМЫ.
4 0
П
Р
О
Г
Н
О
3
::
Т
ЧТО НОВОГО В НАУКЕ И ТЕХНИКЕ
1
9 мировых рекордов. По сообщениям
прессы, 12-цилиндровый двигатель
объемом шесть литров, работавший на
сжиженном водороде, выдал 285 лоша-
диных сил, что позволило водородному
концепт-кару разгоняться до 100 км/ч
за 6 секунд. Максимальная же скорость
составила 302 км/ч. Правда, у немец-
кого чудо-экипажа, кажется, не было
соперников в битье рекордов.
При всей логичности переделки
бензиновых движков под водород
в последние десятилетия укоренилось
мнение, что магистральный путь раз-
вития выглядит иначе. В рамках преоб-
ладающей концепции водород-кисло-
родная смесь подается в специальный
агрегат: тот самый топливный элемент,
в котором и происходит известная
всем реакция с образованием воды,
тепла и электроэнергии. Очень упро-
щая, можно сказать, что топливный
элемент — это коробка с электродами
и электролитом внутри и системами
подачи топлива, окислителя, отвода
продуктов реакции, тепла и электри-
чества снаружи. Для повышения
эффективности реакции используются
катализаторы, в роли которых (для
водорода) ныне обычно выступают
платина либо палладий.
Топливные элементы бывают не
только водородными — они работают
на метиловом спирте, пропане и еще
многих разных веществах, но в этой
статье мы будем говорить только
о водородных. Главное преимущество
пары топливный элемент — электро-
мотор заключается в более высоком
КПД. По оптимистичным прогнозам,
КПД топливных элементов может
перешагнуть за 60%, что превышает
показатели традиционных ДВС при-
мерно вдвое. Добавим, что мощность
топливного элемента куда меньше
зависит от его физических размеров
и массы. Также учтем, что он работает
почти бесшумно. На сегодняшний день
имеется как минимум три различных
типа топливных элементов. Но только
один из них — с протонно-обменной
мембраной (РЕМ ЕС) — оценивается
специалистами как стоящий на пороге
промышленного производства. Именно
на нем летел по прямой упомянутый
выше экспериментальный «боинг»,
его же ставят на всевозможные экспе-
риментальные и полуэксперименталь-
ные автомобили.
ПРИШ ЕЛЬЦЫ ИЗ КОСМОСА
Сама идея использовать водород
в качестве топлива витала в воздухе
с очень давних пор — едва ли не с тех,
когда человечество выяснило химичес-
кий состав этого самого воздуха и со-
прикасающейся с ним воды. Причины
понятны: при окислении водорода
выделяется примерно
б
2,8 раза боль-
ше энергии, чем при горении бензина.
Водород легок, химически неагресси-
вен. Водородное топливо экологичес-
ки безвредно — «выхлопным газом»
является самый обычный водяной пар.
Наконец, запасы водорода — в виде
воды — практически неисчерпаемы.
В XIX веке о грядущем применении
водорода писал Жюль Верн, правда
не слишком вдаваясь в подробности.
В следующем веке размышления фан-
тастов обрели более четкие формы.
В 1939 году советский писатель
Григорий Адамов в романе «Тайна
двух океанов» описал вымышленную
советскую подлодку «Пионер» с реак
тивным двигателем на гремучем газе.
Концепция Адамова так и осталась на
бумаге, но замысел, конечно, был смел.
Оборотная сторона медали такова:
водород дорог, его сложно произво-
дить, также сложно перевозить, еще
сложнее хранить. Неудивительно, что
впервые водородное топливо было
использовано там, где масса перевози-
мого груза значит много больше, чем
его стоимость. В 60-х годах XX века на
водород-кислороде работали вторые
ступени «Сатурнов» — американс-
ких ракет-носителей, задействован-
ных в программе «Аполло». Двумя
десятками лет позже на водороде
работала вторая ступень советской
За рубежом автомобили на водороде уже давно перестали быть
диковинкой, хотя еще редки
предыдущая страница 32 Что нового в науке и технике 2008 06-07 читать онлайн следующая страница 34 Что нового в науке и технике 2008 06-07 читать онлайн Домой Выключить/включить текст