6-7
ИЮНЬ — ИЮЛЬ 2008
«Энергии» — той, что была сделана для «Бурана» и слетала
один раз вместе с ним.
Менее известно, что сами «Аполлоны» на пути к Луне
и обратно снабжались энергией от водородных топливных
элементов Видимо, это и был первый случай применения
данной конструкции в серьезном деле. С полным правом
можно сказать, что она пришла на Землю из космоса.
В СССР во второй половине 80-х годов летал самолет
Ту-155 — серийный пассажирский Ту-154, на котором один
из трех двигателей (средний) был экспериментальным —
работавшим на водороде. Вероятно, новую конструкцию
обкатывали для дальнейшего развития в проекте Ту-2000 —
огромного суборбитального самолета, способного выпол-
нять роль ракеты-носителя. В официальных советских доку-
ментах он так и назывался: одноступенчатый многоразовый
воздушно-космический самолет (МВКС) Задание требовало
от разработчиков создать самолет, поднимающийся на
высоту'до 60 км, развивающий скорость до 25 мах и могу-
щий выводить 10-тонные спутники на орбиту высотой до
200 км. Летать эта штука должна была на жидком водороде.
К 1992 году были изготовлены отдельные узлы, а также
макет, показанный на «Мосаэрошоу» в том же году Однако
из-за распада СССР проект был заморожен.
Ну а на земле первый автомобиль, способный ездить
на энергии топливных элементов, был изготовлен корпо-
рацией General Motors в 1965 году. Правда, эти элементы
и запас топлива для них тогда заняли почти весь полезный
объем кузова. С тех пор утекло немало водородсодержа
щих жидкостей, и рост цен на одну из них — нефть — при-
дал экспериментам с иными видами топлива ощутимый
экономический смысл. Неудивительно, что в последние
годы сообщения о новых водородных разработках посы-
пались как из рога изобилия. И если экспериментальный
«боинг» пока является первой ласточкой на fuel cells, то
экспериментальные автомобили строятся десятками фирм
по всему миру.
НА ВОДОРОДЕ В КАЛИФОРНИ
Корпорация Honda летом 2008 года намерена уплотнить
авторынок водородным FCX Clarity. Изящный четырехдвер-
ный седан питается энергией от 100-киловаттного топливно-
го элемента собственной разработки. Электричество потреб-
ляют три электродвигателя один на передних колесах, и два
на задних. Максимальная скорость составляет 160 км/ч,
одной заправки хватает на 570 километров. Это не первая
водородная разработка «Хонды»— предок Clarity появился
еще в 1999 году. Тогда на нем стоял топливный элемент
канадской фирмы Ballard Power. В 2005 году был представ-
лен еще один экспериментальный образец, и вот наконец
дело может дойти до серийного производства Приобрести
это чудо техники можно будет в Японии и Калифорнии (чье
правительство обещает к 2010 году построить пример-
но 170 водородных заправок на главных дорогах штата).
Сегодня же «Хонда» предлагает в дополнение к автомобилю
домашнюю энергетическую станцию, производящую водо-
род из природного газа, К сожалению, нам не удалось найти
официальную информацию о планируемой цене По неофи
циальным оценкам, она может дойти до миллиона долларов.
Похоже, что триумф водородной энергетики пока будет не
слишком массовым.
предыдущая страница 33 Что нового в науке и технике 2008 06-07 читать онлайн следующая страница 35 Что нового в науке и технике 2008 06-07 читать онлайн Домой Выключить/включить текст