ПРОГНОЗ::
ТОПЛИВО
4 2
ЧТО НОВОГО В НАУКЕ И ТЕХНИКЕ
Электрический I
Электроны
Кислород
Анод
Катод
Полимерная мембрана
Отдельный топливный элемент
ж Ш
Водяной
паР
Тепло
Ч
)
-
Батарея
/ /
“ U l
ч
С 2006 года в Германии реализуется демонстрацион-
ный проект СЕР (Clean Energy Partnership), в котором
участвуют компании Aral, BMW, Berliner Verkehrsbetriebe
(BVG), DaimlerChrysler, Ford, GM-Opel, Hydro, Linde, TOTAL
и Vattenfall Europe. СЕР занимается обкаткой водородных
машин в условиях повседневной эксплуатации. В проекте
участвуют 16 автомобилей, две водородные заправки и сер-
вис-центр. Ездят на «демоверсиях» сотрудники правитель-
ства Германии и Еврокомиссии.
В том же 2006 году о разработке водородного топливного
элемента для автомобилей объявили французы. Президент
PSA Peugeot-Citroën Жан-Мартин Фольц представил обще-
ственности компактный водородный топливный элемент,
который при собственном весе 5 кг позволит машине ехать
на одной заправке 500 км. По сообщениям прессы, заправки
54л водорода может хватить более чем на 500 км. Это очень
хороший результат. Прежде бака стандартных размеров, но
заполненного водородом, хватало от силы километров на
двести.
По другую сторону Атлантики администрация Буша-млад-
шего объявила водородную энергетику одним из своих
приоритетов еще в 2003 году. Конечной целью программы,
суммарный бюджет которой составляет $ 1,2 млрд, является
создание к 2020 году транспортных средств с водородными
двигательными установками, которые смогли бы успешно
конкурировать по цене и техническим характеристикам
с традиционными двигателями внутреннего сгорания.
Фирмы, участвующие в программе, нет смысла даже пере-
числять.
В 2006-2007 годах о создании собственных водородных
автомобилей объявили китайская SAIC и индийская Tata
Motors, корейская Hyundai и японская Toyota. В том же
направлении работает отечественный АвтоВАЗ.
Разработчиков и их конструкции уже сложно даже про-
сто пересчитать. Зато можно относительно уверенно оце-
нить общее количество (в штуках) реально ездящих машин.
Их едва ли больше тысячи на весь мир. Немецкий экспери-
мент с шестнадцатью водородными экипажами пока остает-
ся самым грандиозным.
БОЛЬШ ИЕ ПРОБЛЕМ Ы С МАЛЕНЬКОЙ МОЛЕКУЛОЙ
Выше уже упоминалось, что практическое применение
водорода не так просто, как хотелось бы. Если нефть челове-
чество получает из земных глубин почти готовой к употреб-
лению, то водород надо в самом прямом смысле этого слова
делать. Этот процесс непрост не только тем, что дорог.
Самый логичный путь производства водорода — электролиз
воды — означает, что для разрыва связи между кислоро-
предыдущая страница 34 Что нового в науке и технике 2008 06-07 читать онлайн следующая страница 36 Что нового в науке и технике 2008 06-07 читать онлайн Домой Выключить/включить текст