4 3
6-7
ИЮНЬ — ИЮЛЬ 2008
дом и водородом надо потратить теоретически столько же
энергии, сколько потом мы получим при сгорании водорода
в двигателе или топливном элементе. Подчеркнем: теорети-
чески столько же. В реальности не бывает КПД, равного ста
процентам. Поэтому сначала мы потратим энергии больше
чем положено по химическому уравнению, а затем получим
меньше. Добавим сюда затраты на перевозку и хранение.
Результат выглядит уже не слишком обнадеживающе.
Преобладающим способом промышленной добычи
водорода пока является переработка метана. Метан же
берется из природного газа. В таких условиях водородное
топливо оказывается худо-бедно рентабельным, Вот только
вместо водородной энергетики — безвредной и неисчерпа-
емой — мы имеем приложение к нефтегазовой, основан-
ное на невозобновимых ресурсах и не слишком-то чистое.
Воду можно разлагать, и не забирая ток из розетки. Ученые
потихоньку продвигаются по пути создания технологий,
позволяющих получать водород из воды непосредственно
под воздействием солнечного света. Исследования такого
рода ведутся во многих странах, но их результаты пока не
позволяют говорить о скором наступлении водородной эры.
Так, в 2005 году английская фирма Hydrogen Solar объяви
ла, что о том, что ее устройство, созданное вместе со швей-
царскими учеными, впервые в мировой истории достигло
рекордного КПД — целых восьми процентов Ученые опти-
мисты осторожно говорят о возможности достигнуть 15 %,
но предпочитают не называть конкретных сроков.
Впрочем, и пятнадцать процентов, и даже десять не так
уж и плохо КПД паровой машины находился примерно на
том же уровне, но это не помешало ей господствовать в тех-
нике без малого полтора века. Разница опять же в цене.
Солнечная энергия, конечно, бесплатна, но вот материалы
применяемые для ее улавливания и использования, стоят
ПРЕОБЛАДАЮЩИМ СПОСОБОМ ПРОМЫШЛЕННОЙ ДОБЫЧИ
ВОДОРОДА ПОКА ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРЕРАБОТКА МЕТАНА.
ТОЛЬКО ВМЕСТО ВОДОРОДНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ -
_ БЕЗВРЕДНОЙ И НЕИСЧЕРПАЕМОЙ - МЫ В РЕЗУЛЬТАТЕ
ИМЕЕМ ПРИЛОЖЕНИЕ К НЕФТЕГАЗОВОЙ.
Заправочное отверстие топливного бака водородного
концепт-кара от BMW
Емкость для жидкого
водорода,разработанная
и изготовленная компанией Linde
немалых денег, В итоге процесс по-прежнему балансирует
на грани рентабельности и чистого энтузиазма.
В качестве выхода обычно называют использование так
называемой провальной мощности — электроэнергии,
вырабатываемой на электростанциях в часы минимального
потребления, когда ее, по сути, некуда девать. Очевидно,
однако, что только так проблему не решить. Хотя бы уже
потому, что общая мощность ездящих по земле автомобилей
сегодня превышает общую мощность всех электростанций.
Немногим меньше проблем с использованием уже гото-
вого водорода. Топливный элемент — штука замечательная,
но дорогая. Концепт-кары на fuel cells пока тянут на сотни
тысяч долларов. Конечно, традиционные лимузины по
таким ценам существуют давно и неплохо продаются, но мы
ведь говорим о массовом товаре. Не меньше вопросов пока
со сроком службы топливного элемента . Для нормальной
эксплуатации надо бы 20-30 тыс часов, пока же дорогосто-
ящие элементы служат одну десятую этого срока
Осталось затронуть проблему хранения водорода.
Человечество научилось его сжимать и сжижать, делать
для него высокопрочные баллоны и трубы, но пока так
и не открыло способ удержать его в автомобильном баке
надолго — летучий газ испаряется из него, даже когда авто-
мобиль стоит в гараже.
Наконец, для массового перевода автотранспорта
на водород необходима сеть водородных автозаправок,
которая тоже является делом будущего. Тем не менее
овчинка стоит выделки. Ни один из видов моторного топ-
лива не обещает таких возможностей, как водород, и уж
точно никакое другое топливо не будет таким чистым. По
прогнозам американского департамента энергетики, цены
водорода и бензина сравняются примерно к 2015 году.
Тогда и поглядим.
Сергей Сысоев
предыдущая страница 35 Что нового в науке и технике 2008 06-07 читать онлайн следующая страница 37 Что нового в науке и технике 2008 06-07 читать онлайн Домой Выключить/включить текст