В ПРОШЛОМ ВЕКЕ ЧАСТО ФАНТАЗИРОВАЛИ,
КАКИМ СТАНЕТ ЧЕЛОВЕК БУДУЩЕГО:
ОБРАЗОВАННЫМ, УМНЫМ И МУДРЫМ.
..
ПОБЕДИТ БОЛЕЗНИ И, МОЖЕТ БЫТЬ, ДАЖЕ
САМУ СМЕРТЬ. УЖЕ СЕГОДНЯ МОЖНО
ПОДВЕСТИ ИТОГИ: ЧТО ИЗ ЖЕЛАЕМОГО
СТАЛО д е йст в и т е л ь н ы м "
А ЧТО ЧЕЛОВЕКОМ
_ _ _ ;
~ "
ЕЩЕ НЕ ДОСТИГНУТО.
ПАМЯТЬ, ЗНАНИЕ, ИНТЕЛЛЕКТ
102
Человек развитый, человек грядущего, по мнению фантастов,
непременно будет обладать огромной памятью и нуждаться
в знаниях, как в пище. В повести Г. Гора «Мальчик» [1965)
археологами найдена информационная копия инопланетного
юноши, сохранившаяся с юрского периода. Сыну одного из
археологов доверяют стать носителем этой копии. Мальчик
обретает гигантский объем знаний без всякого вреда для разу-
ма — резервы человеческой памяти оказываются огромными.
А. и Б. Стругацкие в повести «Гадкие лебеди» (1972) изобража-
ют «мокрецов» — новый тип человека, тип, неспособный про-
жить без книг. Однако это вовсе не тихие интеллигенты, а люди
суровые и беспощадные и по отношению к детям «обычных»
людей, людей прежнего типа, играют роль Гаммельноского
крысолова. Пусть и из лучших побуждений. «Я не очень спо-
собная, — говорит Алиса Селезнева из повести К. Булычева
«Сто лет тому вперед» (1978). — Я знаю только восемь язы-
ков.
..» Простая девочка, обычная, каких множество, владеет
почти десятью языками, обыгрывает гроссмейстера в шахматы
и сведуща в науках на уровне современного студента, если бы
такой студент учился сразу на нескольких факультетах. Мы,
конечно, знаем, что булычевская Алиса не совсем обычная
девочка, но все же.
..
Прежде чем выяснять, каковы пределы памяти, стоит опреде-
лить, о какой именно памяти идет речь. Память бывает разная.
Кратковременная (или оперативная), например, у обычного
взрослого человека удерживает 7 + 2 единицы информации.
Известно, что возможно повысить данный показатель искусствен-
но, но пока еще не выяснено, чем придется заплатить человеку
за такое повышение. Объемы долговременной памяти изучены
мало: память— сложный процесс, в котором участвует множество
различных структур мозга. Но знание необходимо уму как пища,
это давно доказано рядом исследователей из разных стран, в том
числе из Токийского университета (Япония). Там установили, что
для улучшения работы памяти нужно постоянно усваивать новые
данные. И интеллект, хоть и имеет свои пределы и обусловлен
наследственностью, все же сильно зависит от окружающей
ситуации: в последние годы обнаруживается очевидный рост
общего интеллектуального уровня. Это, несомненно, заслуга обя-
зательного общедоступного образования. Более того, у постоянно
упражняющих разум людей отмечена меньшая подверженность
старческим недугам, связанным с угасанием рассудка. Если
достигнутый сейчас уровень продолжит рост, люди через сто лет
будут такими, какими представляли их
современные фантасты.
Иллюстрации: Dreamstime.com (2), lstockphoto.com
предыдущая страница 91 Что нового в науке и технике 2008 06-07 читать онлайн следующая страница 93 Что нового в науке и технике 2008 06-07 читать онлайн Домой Выключить/включить текст