103
6-7 ИЮНЬ — ИЮЛЬ 2008
ДОЛГОЛЕТИЕ И БЕССМЕРТИЕ
Еще К.Чапек в пьесе «Средство Макропулоса» (1922) затронул тему
долголетия и бессмертия. И с тех пор в научной фантастике идей
о долголетии и бессмертии появилось немало. У И, Ефремова в по-
вести «Туманность Андромеды» (1957] жизнь продлевают благода-
ря анабиозу В рассказе У, Моррисона «Пиршество демонов» (1958]
экспериментатор обнаруживает «колонии демонов Максвелла»,
одни из которых старят организм, а другие омолаживают до состо-
яния. несовместимого с жизнью. Демоны вырываются на волю,
захватывают организмы людей.
.. И в каждом создается термоди-
намическое равновесие То человек стареет, то снова молодеет,
то опять стареет . И так без конца. Люди получили долгожданное
бессмертие, правда в карикатурной форме — в виде вечного дви
гателя второго рода И немедленно вместе с ним получили пробле-
му перенаселения.
В рассказе «Прощание на берегу» (1964] Е. Войкуновского
и И Лукодьянова человек бросает вызов постепенному и неотвра-
тимому старению. Он выясняет: до последней минуты люди способ-
ны оставаться молодыми и полными сил, можно изменить «посте-
пенный» износ тела на «ступенчатый». Платой за это будет знание
точного времени ухода Ученый находит возможность обойти это
страшное знание, но для других, уже не для себя .
. У Б.Олдисса
в «Вирусе бессмертия» (в оригинале — «Летающий червяк»] (1968]
разносчиком бессмертия становится некий вирус, который изме-
няет клетки организма особым образом. Р Желязны в романе
«Этот бессмертный» (1965) говорит о бессмертии как о результате
облучения и мутации, а герои рассказа «Джованна и ангел» (1979)
румына В. Колина живут вечно именно за счет мутации.
Человеческая мифология знает немало легенд о бессмерт-
ных— сверхлюдях, долгожителях, о нетленности как признаке
святости. Недавно ученые-генетики обнаружили так называ-
емый ген старения. Однако будет ли это означать, что теперь
любой человек имеет шанс преодолеть увядание и немощь?
И даже если будет найден способ избавить людей от этого гена
без всякой для них опасности,
станет ли это лекарством от
смерти? Пока не известно.
ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ
Г. Каттнер в полуироническом рассказе «Авессалом» (1946) изоб-
ражает юного гения-математика. Авессалом не просто самородок,
его отец тоже математический гений. Но Авессалом относится
к собственному отцу как к предыдущей ступени эволюции. Тому
есть одно утешение — у Авессалома тоже будут дети
В рассказе С. Корнблат «Гомес» (1954) простой латиноамерикан-
ский паренек обнаруживает удивительные способности к счету.
Он перемножает в уме многозначные числа, решает одновремен
но несколько сложных задач, хотя нигде не учился Его замечают,
его карьера идет в гору, но в итоге он становится кем-то вроде
раба или, точнее, живой счетной машинки на службе у американ-
ского военного комплекса, правда машинки дорогостоящей Но
все равно Гомесу такая жизнь не в радость, он притворяется, что
утратил былые способности, и обретает свободу
Дар математика — врожденный, но возможность раскрыть его
заключается не только в природной склонности, но и в тре-
нировке и соответствующем образовании. Известны случаи,
когда люди из глубинки оказывались талантливыми матема-
тиками и самостоятельно формулировали многие математи-
ческие принципы. Но их трагедия в том, что, живя в отрыве
от науки, не имея должного образования, свои таланты они
растратили на «изобретение велосипеда» и не были востре-
бованы. Правда, самым настырным и талантливым удалось
привлечь к себе внимание: так, индус Сриниваса Рамануджан
Айенгар (1887-1920) был замечен современниками и получил
мировое признание как один из самых талантливых самобыт-
Александра Хохлова
предыдущая страница 92 Что нового в науке и технике 2008 06-07 читать онлайн следующая страница 94 Что нового в науке и технике 2008 06-07 читать онлайн Домой Выключить/включить текст