6 - 7
ИЮНЬ — ИЮЛЬ 2008
Германский военный дирижабль
Цеппелина 12-48 П.-15) —
1915 г. Длина дирижабля состав-
ляет 163 метра, его объем —
31900 м , диаметр — около 19 м.,
а скорость— до 97 км/ч.
31 марта 1916
г
он был подбит
огнем английской артиллерии
и
упал в Темзу
Фон Цеппелин был полковни-
ком во время франко-русской
войны 1870-1871 гг.
торами. В качестве
с и л о е ы х
агрега-
тов использовались два двигателя
Даймлера мощностью всего навсего
по 15 лошадиных сил. И это при длине
дирижабля 128 м и диаметре 11,7м!
24-гранный цилиндр корпуса с за-
кругленными
концами
обтянули
прорезиненной хлопчатобумажной
тканью весом 106 г/кв. м и покры-
ли лаком баллолином для предохра-
нения от атмосферных воздействий.
Первое же испытание показало, что
мощности моторов категорически не
хватает. Поднявшись в воздух 2 июля
1900 года, дирижабль Б2-1 смог про-
тянуть всего 20 минут. Тысячи людей
собрались посмотреть на невидан-
ное зрелище; пароход вытягивал на
воды озера творение сумасшедшего
графа — немыслимых размеров сига-
ру. Сам Цеппелин, пилот Бассус и ин-
женер Дюрр сидели в носовой гондо-
ле, в хвостовой расположились меха-
ник Г росс и писатель Вольф Просчеты
в конструкции тут же дали о себе
знать: из-за недостатка прочности
металлические фермы прогнулись на
четверть метра. Медленный и неуклю-
жий дирижабль смог развить скорость
всего лишь 15 км /ч и вскоре потре
бовал посадки на воды Боденского
озера, получив небольшие повреж-
дения. Несколько месяцев ушло на
ремонт, и 17 октября 1.2-1 совершил
второй полет А 21 октября — третий,
достигнув высоты 400 м и скорости
28,1 км/ч. Общее время трех поле-
тов уложилось в 2 часа 1 минуту.
Акционеры были глубоко разоча-
рованы и затребовали свои деньги
обратно,
ЧЕРНАЯ ПОЛОСА
Затраты на строительство и содержа-
ние 1,2-1 оказались столь велики, что
вначале 1901 года привели компа-
нию к финансовому краху. Цеппелин
остался без средств для строительства
следующего аппарата. Он выступил
с докладом о своем дирижабле на
съезде германских инженеров в Ки
ле, но поддержки и содействия не
добился. Тогда граф разослал письма
состоятельным немцам. Опять неуда
ча. В довершение невзгод ураган раз-
рушил эллинг.
Второй дирижабль Б2-2 удалось
построить только в 1906 году, после
того как в 1905 году в Вюртемберге
при содействии короля прошла благо-
творительная лотерея в пользу возду-
хоплавания, продали на слом каркас
Б2-1 и часть ангара, а сам Цеппелин
расстался с очередной частью свое-
го имущества. Так удалось собрать
400 000 марок для постройки Б2-2.
Конструкцию
усовершенствовали:
два мотора по 85 л. с., новое оперение
и обшивка баллонов.
Но 30 ноября 1905 года, выходя из
плавучего эллинга, дирижабль упал
носом в воду, его подхватило ветром
и понесло по озеру. Догнали «бегле
ца», получившего серьезные повреж-
дения, лишь у швейцарского берега,
однако это не помешало ему 17 января
1906 года предпринять вторую попыт-
ку.
Из-за неверной балансировки
дирижабль стремительно набрал высо
ту около 450 м, и сильный ветер стал
прибивать его к суше. Отказал перед -
ний руль направления потом один из
двигателей. Ирония судьбы (по-фран-
цузски dirigeable значит «управляв
мый»), L2-2 благополучно сел на суше,
но ввести его в эллинг не удалось,
и очередное детище Цеппелина разру-
шил ночью порыв шквалистого ветра.
ВЕТЕР ПЕРЕМЕНИЛСЯ
Последующие недели стали самыми
черными в жизни графа. Однако про-
шло чуть больше полугода, и 9 октября
1906- го он снова поднял в воздух свой
третий цеппелин L2-3, построенный под
залог фамильных ценностей. Дирижабль
мог брать с собой 2500 кг горючего —
запас на 41 час полета — и развивать
скорость до
39,6км/ч. Наконец-то
к Цеппелину пришел долгожданный
успех. В сентябре 1907-го L2-3 пробыл
в воздухе целых 8 часов, и им заинте-
ресовались военные. Но спустя четыре
месяца, 15 декабря, на Боденском озере
опять разбушевалась буря, разрушив
понтоны плавучего эллинга. Он ока-
зался наполовину затоплен, а стоявший
в нем дирижабль получил серьезные
предыдущая страница 96 Что нового в науке и технике 2008 06-07 читать онлайн следующая страница 98 Что нового в науке и технике 2008 06-07 читать онлайн Домой Выключить/включить текст