ЧТО НОВОГО В НАУКЕ И ТЕХНИКЕ
ИСТОРИИ “ЛИЧНОСТЬ
В 1909 ГОДУ ЦЕППЕЛИН ОСНОВАЛ ПЕРВУЮ В МИРЕ ТРАНСПСРТНУЮ_ _ _ _ _ _ _
АВИАКОМПАНИЮ «ГЕРМАНСКИЕ ДИРИЖАБЛИ», ПЕРЕМАНИВ С ЗАВОДА
ДАЙМЛЕРА ТАЛАНТЛИВОГО ИНЖЕНЕРА ВИЛЬГЕЛЬМА МАЙБАХА. В 1910-М
НАЧАЛИСЬ РЕГУЛЯРНЫЕ ПОЛЕТЫ ЧЕТЫРЕХ ДИРИЖАБЛЕЙ НА ВНУТРЕННИХ ~
РЕЙСАХ ГЕРМАНИИ. ПРЕДПРИИМЧИВЫЙ ГРАФ УДЕЛИЛ ДОЛЖНОЕ ВНИМАНИЕ
РЕКЛАМЕ, И ВСКОРЕ ДИРИЖАБЛИ СТАЛИ СИМВОЛОМ НОВОГО ВЕКА
И НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОРДОСТЬЮ ГЕРМАНИИ.
повреждения. Все же военное ведом-
ство выдало Цеппелину требования на
разработку и изготовление дирижабля:
время в полете 24 часа, дальность не
менее 700км, корабль должен долететь
до выбранной цели и вернуться на свой
аэродром.
LZ-3 такие условия были не по
силам, и Цеппелин решил построить
дирижабль побольше — длиной 136 м
и диаметром 13M.LZ-4 получил два
мотора «Даймлер» по 105 л с. и разви-
вал скорость 48.6 км/ч. По ходатайству
военного ведомства в апреле 1907 года
рейхстаг выделил Цеппелину 400000
марок на строительство нового анга-
ра, а в октябре еще 1150 000 марок.
Построенный в июне 1908 года LZ-4
успешно выполнил 12-часовой пере-
лет в Северную Швейцарию и обратно.
3 июля вместе с Цеппелином в воздух
поднялась королевская чета, а импера-
тор наградил графа орденом Черного
орла
Но и этот аппарат оказался
недолговечным. Очередная неисправ
ность моторов, порыв ветра — и дири-
жабль уничтожен. Donnerwetter, что
за климат в Германии!
Правда,
в 1909 году
упорный
Цеппелин все-таки основал первую
в мире транспортную авиакомпанию
«Германские дирижабли», перема-
нив с завода Даймлера талантливо-
го инженера Вильгельма Майбаха.
В 1910-м начались регулярные полеты
четырех дирижаблей на внутренних
рейсах Германии. В крупных горо-
дах строились ангары и причальные
мачты Предприимчивый граф уделил
должное внимание рекламе, и вско-
ре дирижабли стали символом ново-
го века и национальной гордостью
Германии. К началу Первой мировой
было построено 25 дирижаблей, шесть
из них — пассажирские. За пять лет не
произошло ни одной аварии.
НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
Никогда гражданские перевозки не дадут
такого дохода, как работа на армию.
К 1914 году компания Цеппелина произ-
вела 12 дирижаблей по заказу военных.
В Первой мировой только Германия
массово применяла большие жест-
кие дирижабли сначала для разведки,
а потом установила на борт} пулеме-
ты и подвесила бомбы. Май 1915 года
вошел в историю первой воздушной
атакой с дирижабля. Цеппелины бомби
ли лондонский Ист-Энд. Результат был
почти символическим — погибло семь
портовых рабочих. Зато о безопасности
в тылу можно было забыть.
Впрочем, кроме побед на психоло-
гическом фронте, толку от дирижаблей
в военных действиях было немного.
Огромные, неповоротливые и медли-
гельные, они были отличной мише
нью. К 1917 году Германия лишилась
практически всех своих дирижаблей.
Проиграв Первую мировую, Германия
по условиям Версальского мира не
могла
использовать
дирижабли.
Уцелевшие после войны цеппелины
победители разобрали на трофеи и вы-
везли из страны. Ангары и причальные
мачты уничтожили или перепрофили-
ровали, например, в одном из эллин-
гов расположился павильон киносту
дни УФА. 8 марта 1917 года Фердинанд
фон Цеппелин скончался
ПОСМЕРТНАЯ ЖИЗНЬ НА НЕБЕ
После смерти графа компанию воз-
главил бывший пресс-атташе Хьюго
Экенер. Ему удалось получить заказ
США и построить в 1920 году LZ-126
Причем, по настоянию заказчика, этот
дирижабль наполняли не водородом,
а недавно открытым пожаробезопас
ным гелием. В 1923 году Экенер создал
с американцами совместное предпри-
ятие Goodyear Так компании удалось
выжить и дотянуть до 1925 года, когда
послевоенные ограничения на строи-
тельство летательных аппаратов сняли
и начался расцвет немецкого дирижаб-
лестроения.
Построенный в 1928 году к 90-летию
Фердинанда фон Цеппелина LZ-127
носил имя «Граф Цеппелин». Он совер-
шил несколько дальних перелетов
возил почту и людей через Южную
Атлантику, но в то же время использо-
вался и для пропаганды идей фашизма.
Последним пассажирским дирижаблем
стал LZ 129 — летающая гостиница
под названием «Гинденбург», — совер-
шивший 63 полета и потерпевший
катастрофу 6 мая 1937 года. Эпоха
германского практичного романтизма
закончилась Построенный в 1938 году
LZ 130 «Граф Цеппелин II» уже всецело
принадлежал войне.
Цеппелин L Z 4 и плавучий зллннг на Боденском озере
f
*
Алла Шацкая
предыдущая страница 97 Что нового в науке и технике 2008 06-07 читать онлайн следующая страница 99 Что нового в науке и технике 2008 06-07 читать онлайн Домой Выключить/включить текст