82
ЧТО НОВОГО В НАУКЕ И ТЕХНИКЕ
И
с т о
р
И
И
::
Л
И
Ч
н
о
с
т
ь
знаменитое «Толкование сновиде-
ний», «Изучение истерии» и «Три
очерка об истории сексуальности»,
имел обширную практику, многих
почитателей, и лишь академическая
наука, по сути, игнорировала его
теории. Поддержка молодого, но уже
«остепененного» швейцарца оказа-
лась как нельзя кстати.
Уже через несколько месяцев после
своего первого визита к Зигмунду
Фрейду, Юнг основал Фрейдистское
общество в Цюрихе. На международном
конгрессе по психиатрии и неврологии
в Амстердаме Карл Юнг делает доклад
«Фрейдистская теория истерии».
В 1908 году Юнг организует первый
Международный конгресс по психоана-
лизу в Зальцбурге и открывает первое
издание, целиком посвященное вопро-
сам психоанализа — «Ежегодник пси-
хоаналитических и патопсихологиче-
ских изысканий», где Блейлер и Фрейд
становятся содиректорами, а Юнг —
редактором. В 1909 году Юнг покинул
клинику Бургельцли, чтобы полностью
посвятить себя развитию и практике
психоанализа.
Сотрудничество двух великих умов
продолжалось относительно недолго.
Основой концепции Фрейда остается
физиология, сугубо внутренние фак-
торы, среди которых он настойчиво
ставит на первое место сексуальное
влечение. Юнг же постепенно перехо-
дит к поиску ответов вовне личности,
в культуре и социуме. К сожалению,
именно эта разница в подходах со
временем и стала «яблоком раздора»
между двумя великими современника-
ми.
В августе 1911 года публикуется
первая часть работы «Символы и мета-
морфозы либидо», в которой Юнг
начинает отступать от «классического»
фрейдизма, привнося в понятие «либи-
до» архетипические и социокультур-
ные смыслы. Фрейд неодобрительно
относится к изысканиям коллеги-
единомышленника, в их переписке
начинает ощущаться напряженность.
В 1912 году Юнг создает Общество
психоаналитических исследований,
первый форум которого обсужда-
ет понимание психоанализа самим
Юнгом, в отрыве от теории Фрейда.
В сентябре Юнг читает лекции
в нью-йоркском университете Фордхам,
где окончательно оставляет позиции
ортодоксального психоанализа. Он
говорит о том, что подавление инстин-
ктов и желаний не может объяснить
всего многообразия психических нару-
шений. Вскоре после этого публикуется
вторая часть «Символов и метаморфоз»,
где сексуальным атрибутам придается
ДЕЛИМ ЛИЧНОСТЬ НА ТРИ
Подобно Фрейду Юнг разделил
личность на три сферы, но при-
дал им совсем иное значение. Эти
три сферы были названы «Эго»,
«личное бессознательное» и «кол-
лективное бессознательное». Центр
сознания — «Эго» — воспринимает
непосредственный чувственный
опыт. «Личное бессознательное»
подобно фрейдовскому «Иду»
содержит в себе вытесненные
и нереализованные желания, чув-
ства и эмоции, а также те впечат-
ления, которым не хватило эмоцио-
нальной окраски, чтобы быть запе-
чатленными в сознании. Личное
бессознательное каждого человека
содержит комплексы (организо-
ванные группы мыслей и чувств),
например, комплекс матери, ком-
плекс вины, комплекс власти.
«Коллективному бессознательно-
му» автор уделил в своей теории
особое место. Это именно та сфера
психики, которая содержит некий
принцип, образ, обеспечивающий
психическую реальность содержа-
ниями, свойствами которых являют-
ся универсальность, регулярность,
типичность проявления и регуляр-
ность на протяжении многих веков.
Юнг использовал древнегреческое
слово «archetypos» (arche — нача-
ло, typos — печать, отпечаток),
употреблявшееся античными
философами и средневековыми
богословами (Платон, Филон Иудей,
Дионисий Ареопагит).
По Юнгу, архетипический символ —
это неосознанные мысли и чувства,
находящиеся в области подсозна-
ния, которые способны преобразо-
вать противоречивую, конфликтную
энергию либидо «в благодатное
русло самопознания и созидания».
У архетипа есть много общего
с инстинктом — оба эти образова-
ния архаичны, универсальны для
всех и играют важнейшую роль
в мотивации. Базовые архетипы
практически неизменны, меняются
только отдельные детали, штрихи,
сформированные под воздействием
различных культур, менталитетов,
возникновения новых явлений
и событий в истории и культуре.
предыдущая страница 75 Что нового в науке и технике 2009 11 читать онлайн следующая страница 77 Что нового в науке и технике 2009 11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст