Иллюстрации: Dгeamstime
83
11
ноябрь 2009
В НАЧАЛЕ БЫЛА ТЕНЬ
Персона — это наше публичное
лицо, то есть то, как мы проявляем
себя в отношениях с другими людь-
ми. Персона обозначает множество
ролей, которые мы проигрываем
в соответствии с социальными тре-
бованиями. Благодаря этому архе-
типу мы ладим с людьми и органи-
зуем свою жизнь. но если персона
овладевает нами слишком глубоко,
то человек может стать неглубо-
ким, поверхностным, сведенным
к какой-либо роли или ролям.
Тень — архетип, представляющий
собой подавленную темную силу,
дурную и животную сторону лич-
ности. Тень содержит наши соци-
ально неприемлемые сексуальные
и агрессивные импульсы, амораль-
ные мысли и страсти. Однако у тени
имеются положительные свойства.
Она источник жизненной силы,
спонтанности и творческого начала
в жизни индивидуума.
Анима представляет внутренний
образ женщины в мужчине, его бес-
сознательную женскую сторону, в то
время как Анимус — внутренний
образ мужчины в женщине, ее бес-
сознательная мужская сторона. Это
основано на том, что в организме
мужчины и женщины вырабатыва-
ются и мужские, и женские гормо-
ны.
Самость — сердцевина личности,
вокруг которой организованы
и объединены все другие элементы.
Когда достигнута интеграция всех
аспектов души, человек ощущает
единство, гармонию и целостность.
развитие Самости — главная цель
человеческой жизни.
символическое, а не буквальное пони-
мание.
В сентябре 1913 года Юнг и Фрейд
встретились в последний раз на между-
народном конгрессе в Мюнхене. Спустя
месяц Карл Юнг уходит из «Ежегодника
психоаналитических и патопсихологи-
ческих изысканий».
Окончательный разрыв происходит
в следующем году. В июле, после публи-
кации «Истории психоаналитического
движения», Фрейд демонстрирует пол-
ную несовместимость своих воззрений
с взглядами Юнга, последний же еще
в апреле уходит из Международной
ассоциации вместе со всей цюрихской
группой.
СВОБОДНОЕ ТВ ОРЧЕС ТВО
После 1913 года в теоретических раз-
работках Юнга практически не про-
слеживается влияние фрейдизма. Даже
сходные с классическим психоанализом
идеи приобретают совсем иной смысл.
Собственную теорию надо было как-
то назвать. Между 1913 и 1916 годами
было перебрано множество различ-
ных вариантов, от «комплексной»
до «герменевтической» психологии.
Окончательно же утвердился термин,
знакомый нам и по сей день — «анали-
тическая психология».
Осенью 1916 года Юнг пишет
работы «Трансцендентная функ-
ция», «Структура бессознательного»,
«Адаптация, индивидуация, коллектив-
ность».
Его деятельности покровительству-
ет Эдит Рокфеллер-Маккормик, сын
которой к тому времени прошел курс
лечения у знаменитого психоанали-
тика. Благодарная Эдит становится
первым очень богатым и щедрым
спонсором. Когда в 1916 был осно-
ван психологический клуб в Цюрихе,
Рокфеллер-Маккормик оказывает
щедрую поддержку для приглашения
на форум докладчиков по различным
дисциплинам.
На формирование теории Юнга ока-
зал огромное влияние опыт, получен-
ный в путешествиях. Еще в 1909 году
он писал Фрейду: «Археология и даже
мифология захватили меня в плен». Он
посетил Алжир и Тунис в 1920, США —
в 1925-м, жил в индейских резерваци-
ях в Аризоне и Нью-Мексико, бывал
в Кении, Египте, Судане и Индии.
Юнг обратил внимание, что в мифах
и религиях разных народов, даже
не общавшихся между собой, присут-
ствуют одинаковые образы: Матери
Земли, Дитя, Воина, Бога Рождения,
Бога Смерти и т. д. Они, полагал Юнг,
определяют поведение людей, взаи-
модействуя с сознанием и индивиду-
альным бессознательным. Каждый
отдельный человек хранит в своем
подсознании своего рода отпечаток
всей мировой культуры. Юнг высказал
предположение, что коллективное бес-
сознательное, единое для всего чело-
вечества, состоит из универсальных
первичных образов, которые каждый
человек, тем не менее, видит и трактует
индивидуально. Эти первичные архе-
типы: Персона, Тень, Анима, Анимус,
Самость.
Центральное место в теории Юнга
занимает индивидуация — поиск
человеком внутренней гармонии.
Психическая жизнь человека напол-
нена конфликтами между сознанием
и подсознанием, мужским и женским
началом, экстравертным — направлен-
ным вовне, и интровертным — направ-
ленным вовнутрь — способами поведе-
предыдущая страница 76 Что нового в науке и технике 2009 11 читать онлайн следующая страница 78 Что нового в науке и технике 2009 11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст