89
11
НОЯБРЬ 2009
достижением! Неудивительно, что
на вертолеты с такими характеристи-
ками стали поступать заказы из других
стран. Четыре машины, исправно рабо-
тающие и по сей день, были куплены
Индией. Работают Ми-26 в Китае, Перу,
Венесуэле, Греции, Канаде.
К Р А Н , КО ТО Р Ы Й У М Е Е Т Л Е ТА ТЬ
Первые летающие краны были запу-
щены в коммерческое использование
достаточно давно — в 1972 году. Они
предназначались для перевозки особо
габаритных грузов: линий электропе-
редач, телевизионных вышек, ради-
омачт и так далее. Например, имен-
но воздушный кран в 1993 году снял
с купола Капитолия США статую, сим-
волизирующую Свободу (масса 6,8 т),
и после ремонта вернул ее обратно.
Словом, летающие краны исполь-
зуются там, где их наземные собра-
тья пасуют. Преимущества очевид-
ны: летающий кран может добраться
практически до любой точки планеты,
бездорожье ему нипочем, а скорость
перевозки грузов выше, чем у назем-
ных «тягачей». Чем отличается летаю-
щий кран от обычного транспортно-
го вертолета? Чтобы получить ответ,
достаточно взглянуть на Erickson S-64
Aircrane — один из самых мощных
летающих кранов в мире. С вертоле-
том его роднит, пожалуй, лишь нали-
чие лопастей, в целом же машина
выглядит совершенно фантастически.
Впрочем, отличает его не только внеш-
ний вид, но и ряд конструктивных
особенностей, призванных повысить
эффективность работ. Одна из основ-
ных таких особенностей — устрой-
ство кабины оператора. Она обраще-
на не вперед, а назад, чтобы человек
мог контролировать погрузку и раз-
грузку. Прекрасный обзор позволя-
ет пилоту эффективно управлять вер-
толетом и манипулировать с грузами.
Грузоподъемность крана составляет
10 тонн в грузовом варианте и 11,5 —
в противопожарном.
Летающий кран Ericson S-64 актив-
но используется и в лесозаготовках.
Сначала лесоруб подпиливает дерево,
затем кран с помощью гидравлической
лебедки захватывает ствол и «отрыва-
ет» дерево на месте подпила. В отли-
чие от вертолета, кран способен под-
нять дерево над пологом, а не тащить
его через лес. Такая заготовка позволя-
ет меньше повреждать ствол и позво-
ляет проводить рубку там, где нет лес-
ных дорог, а также очень эффектив-
на при выборочной рубке. Особенно
полезны вертолеты-краны при добы-
че ценных пород деревьев. Кроме того,
кран-рекордсмен помогает тушить
лесные пожары. Он может распы-
лять пену или воду с очень низкой
высоты — от 49 метров, повышая тем
самым эффективность тушения. Стоят
подобные машина недешево, одна-
ко вложенные средства вполне окупа-
ются. Расчеты экономистов показы-
вают, что по сравнению с башенны-
ми кранами летающие более выгодны
при высотном строительстве и монта-
же от 400 метров и выше. Так, краны
S-64 участвовали в строительстве теле-
вышки Си-Эн Тауэр в Торонто, вто-
рого по высоте сооружения в мире.
Смотрите программу «Спецназ
«Тяжелые машины», начиная с 24 ноя-
бря по вторникам в 21:00 на Discovery
Channel.
предыдущая страница 82 Что нового в науке и технике 2009 11 читать онлайн следующая страница 84 Что нового в науке и технике 2009 11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст