3
МАРТ 2009
полетов NASA. Ставилась задача создать максимально легкий
и экономичный самолет, способный работать на большой
высоте до 18 часов. Последнее требование нашло отражение
в том, что самолет является «опциально пилотируемым».
Управлять им можно дистанционно с земли, а на эшелоне
самолет способен работать полностью автономно. Тем не
менее на борту «Протея» есть место для двух членов экипажа,
хотя условия ^ля них, прямо скажем, спартанские: на макси-
д^гйьной высоте давление в кабине падает вдвое и становится
таким, как в 5 километрах над уровнем моря.
Первоначально главной задачей «Протея» виделось опера-___
дивное развертывание на любой территории высокоскора^^
тнойґсистемы связи. Для этого он мог нести антенну диамет-
ром до 5-6 метров. Однако вскоре после первых испытаний
этот проект был заморожен, и самолет стали использ'овать для
других целей, например для изучения распределения в атмос-
фере водяного пара и радиоактивных элементов. Для каждого
эксперимента под брюхом «Протея» устанавливался
т
блок аппаратуры. Так, в 2002 году рн под-
нимал специальную 10-метровую мишень с двумя тысячами
оптических сенсоров, по которой Отрабатывалось наведение
лазеров с земли. А для исследования образования ледяных
кристаллов в высотных перистых облаках оказалась весьма
полезной возможность удлинить; крылья аппарата для увели-
чения подъемной силы.
I
Возможность совмещать обычное, дистанционное и авто-
матическое пилотирование сделала самолет удобным сред-
ством отработки технологий автономного полета. На тот
случай, если что-то пойдет не так и экипаж мог вмешаться
и предотвратить неприятности. «Протей» был оснащен высо-
коскоростной спутниковой системой связи, которая пс зволя-
ет управлять им, даже когда для пилота-оператора он нахо-
дится далеко за горизонтом.
Пожалуй, наиболее интересные эксперименты, в которых
участвовал «Протей», были проведены в 2002-2003 годах,
когда на нем испытывалась аппаратура DSA (detect, see,
avoid — «обнаружить, увидеть, обойти»). «Протей» направля-
ли по курсу опасного сближения с другими самолетами — от
обычных гражданских до F/A-18, причем иногда сразу
с двумя, и смотрели, успеет ли он вовремя принять правиль-
ное решение. Причем если в первой серии опытов все лета-
тельные аппараты были снабжены транспондерами, позволя-
ющими обнаруживать друг друга, то в 2003 году на «Протей»
установили радар, и он научился успешно обходить самолеты,
которые с ним не «сотрудничали».
В 2000 году «Протей» установил ряд мировых авиационных
рекордов. Так, он достиг наибольшей высоты устойчивого
горизонтального полета для реактивных самолетов с массой
до 6 тонн — 19015м, а также максимальной высоты полета
с полезной нагрузкой в 1 тонну — 17 067 м.
Александр Сергеев
ЗАДАЧЕЙ «П РО ТЕЯ » ВИДЕЛОСЬ БЫСТРОЕ
РАЗВЕРТЫВАНИЕ СИСТЕМ СВЯЗИ, ОДНАКО ПОСЛЕ
ПЕРВЫХ ИСПЫТАНИЙ САМОЛЕТ СТАЛИ ИСПОЛЬЗОВАІ
ДЛЯ ДРУГИХ ЦЕЛЕЙ, НАПРИМЕР ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ В АТМОСФЕРЕ ВОДЯНОГО ПАРА
И РАДИОАКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ.
Параметры самолета «Протей»
Д лина
1 7 ,2 м
Разм ах кры льев
24 и 1 7 м [с удлинителя-
м и — 28,5 и 20м)
Вес пустой
2750 кг
П олезная н агрузка
8 0 0 -3 3 0 0 кг
М аксим альная скорость
500 км/ч
М аксим альная вы сота
20000м при весе
3200 кг, 18000 м
при весе 5700 кг
Скороподъем ность
30 м/с при весе 3650 кг,
1 7 м/с при весе 5700 кг
Д ви гатели
2 турбины Williams
F J 4 4 — 2см тягой
1050 кг каждая
Д л и тельн о сть полета
до 18 часов
Экипаж
2 человека
Кабина
длина Зм, диаметр 1,5 м
Построен
19 9 7-19 9 8 гг.
предыдущая страница 20 Что нового в науке и технике 2009 3 читать онлайн следующая страница 22 Что нового в науке и технике 2009 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст