r.panoramio.com, emilio prezioso, www.library.uq.edu.au
\
lu I
«АПРЕЛЬ 2009
с Англией после памятного конфликта
1840 года. Тогда лишь вмешательство
английских войск спасло империю от
развала после знаменитой битвы при
Низибе, в которой Мухаммед Али наго-
лову разбил турецкие войска. Лишь со
смертью хедифа в 1849 году ситуация
стала проясняться. Его наследник
Аббас-паша правил недолго, а вот сле-
дующий египетский вице-король Саид-
паша проявил большой интерес к пос-
тройке канала между Средиземным
и Красным морями. Он получил обра-
зование в Париже и во внешней поли-
СИЛА СМЕЛЫХ
И все-таки Л ес сеп с был авантю ристом . Свой второй титанический проект —
строительство П ан ам ск ого канала — он полностью провалил. По аналогу
с Суэцем он создал в 18 79 году «В с ео б щ ую компанию м еж океанского кан а-
л а » , акции которой купили сотни тысяч человек. В 1888 году канал был п ро-
рыт только на треть, а д енег было истрачено более чем вдвое больш е п ро-
тив плани руем ого. И значал ьно неправильны й проект и высокая смертность
рабочих от малярии и лихорад ки привели к полному банкротству компании
Л ес сеп са. В результате Л ес сеп с и его сын были приговорены к тю ремному
заклю чению . Правд а, реш ение суда было впоследствии отменено, а спус-
тя год, в 1894-м , Ф ердинанд де Л ес сеп с скончался в возрасте 89 лет.
Фердинанд Мари де Лессепс имел аж
1 7 детей, причем 12 из них (6 девочек
и 6 мальчиков) ему родила вторая жена,
Луиза-Элен Отар де Брагар, которая была
младше его на 43 года! Он женился на
ней сразу после окончания строитель-
ства канала в возрасте 64 лет (Луизе был
21 год), а последняя дочь, Гизела, появи-
лась, когда де Лессепсу исполнилось 80.
тике благоволил к Франции больше,
нежели к Великобритании.
Конечно, получить разрешение
на постройку канала помог случай.
В 1831-1837 годах обязанности посла
Франции в Египте выполнял молодой
виконт Фердинанд де Лессепс. За время
своего пребывания в чужой стране он
подружился с Саид-пашой, будущим
вице-королем. Поэтому, как только
Саид пришел к власти, де Лессепс
тут же обратился к нему с просьбой
о возможности строительства канала.
В том же 1854 году, 30 ноября, была
подписана концессия на строитель-
ство на льготных условиях. «Всеобщая
компания Суэцкого морского канала»,
созданная де Лессепсом, получила
право на постройку и право на эксплу-
атацию канала в течение следу тощих
99 лет. Египетское правительство
обязывалось поставлять рабочую силу
и безвозмездно отвести необходимые
для работ земли и выторговало себе
15 % дохода от эксплуатации канала.
Тем не менее де Лессепса
ждало еще множество трудностей.
Концессию отказывалась признать
Турция, да и французский император
не выказывал большого интереса
к предприятию. Поэтому практи-
чески все делалось силами самого
де Лессепса. Он начал бурную про-
пагандистскую кампанию, взывая
к патриотическим чувствам фран-
цузов, а чуть позже, в 1858 году,
выставил на продажу 400 000 акций
«Всеобщей компании Суэцкого мор-
ского канала» по 500 франков за
штуку. Как ни странно, к 1859 году
он продал почти все акции (44%
купил сам Саид-паша) и, таким
образом, собрал деньги на строи-
тельство, по крайней мере на первое
время. Проектом к этому моменту
заинтересовался даже император
Наполеон III. Впоследствии именно
благодаря его супруге, императри-
це Евгении, де Лессепс получил от
Наполеона огромную компенсацию
в момент финансового кризиса, воз-
никшего из-за смерти его благодете-
ля Саид-паши.
Надо сказать, что идея постро-
ить канал возникла у де Лессепса
не на голом месте. Еще в 1846 году
французский философ-утопист
и в какой-то мере безумец Бартелеми
Проспер Анфантен создал так назы-
ваемое «Исследовательское общество
Суэцкого канала». Интерес к проекту
Лепера у Анфантена диктовался не
столько будущей прибылью и служ-
бой человечеству, как у Лессепса,
сколько его социально-утопиче-
скими взглядами и идеями о том,
что человек должен работать и бла-
годаря этому быть священен. За
своеобразные взгляды и пропаганду
Анфантен провел некоторое время
в тюрьме, был выслан из Франции,
Т Т ГЧ Т ГЧ Л /Г Т З О П Ш Т Я Г ’ а
П Я ^ Л Т Я Я и Я г Ъ п Т / Т Ь 'Я Т - Т Г -
предыдущая страница 103 Что нового в науке и технике 2009 4 читать онлайн следующая страница 105 Что нового в науке и технике 2009 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст