Ученье — свет
И
В
2009 году реформа российской науки и образования,
ставшая уже хронической, должна выйти на новый виток.
В конце февраля вступили в силу поправки в законы «Об
образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном
образовании», связанные с созданием новых форм высших учебных заве-
дений: федеральных университетов и национальных исследовательских
университетов.
Еще в прошлом году МИСиС и МИФИ был присвоен статус националь-
ных исследовательских университетов — технологического и ядерного.
Уже несколько лет существуют Сибирский (в него вошли четыре сибир-
ских вуза) и Южный (на базе трех ростовских и одного таганрогского
вузов) федеральные университеты, полным ходом идет формирование
Дальневосточного. И вот, наконец, практика нашла отражение в законода-
тельстве.
Отныне федеральные университеты будут создаваться правительством РФ
на базе учебных и научных заведений, обладающих необходимым потен-
циалом. В закон «О высшем и послевузовском образовании» введен ряд
требований к федеральным вузам: они должны реализовывать инноваци-
онные образовательные программы, вести фундаментальные и прикладные
научные исследования и — пожалуй, это главное — обеспечи-
вать союз науки, образования и производства путем доведения
результатов исследований до практического применения. Судя
по уже имеющимся примерам, для получения статуса феде-
ральных вузам придется объединяться между собой.
Категория «национальный исследовательский университет»
будет присваиваться по результатам конкурсного отбора,
в котором смогут участвовать учебные заведения, ориентиро-
ванные на подготовку квалифицированных кадров для при-
оритетных направлений развития науки, техники и экономики,
а также на производство и внедрение высоких технологий.
Преимущества федеральных и национальных исследователь-
ских университетов перед иными учебными заведениями оче-
вид ны : им енно в их р а звитие государство нам ерено в кл а д ы ва ть основны е
средства. К ром е того, эти вузы будут обладать и больш ей а ка д е м и че ско й
свободой: они впр аве сам остоятельно устанавл ивать об разовательны е
стандарты и требования к студентам , которы е не могут бы ть м енее с тр о ги -
ми, чем го суд арственны е.
О днако нет роз без ш и по в: результаты д еятельности нац ио н а л ьн ы х иссл е -
д о в а те л ь ски х и ф едеральны х учебны х за ве д е н и й станут объ ектом п р и -
стал ьно го вним ания со стороны государства. Д ля них будут спе циал ьно
разработаны пр огр ам м ы ра звития, пе речни п о каза те ле й и т. п. П ричем
н а ц ио н а л ьн ы й и ссл е д о ва те л ьский униве р си те т д а ж е м о ж ет бы ть лиш ен
этой ка те го р и и по результатам о ц е н ки его д о стиж е ни й .
Кто будет учиться в вузах России к а к старого, та к и нового ф ормата, п о к а -
ж у т весной этого года результаты ЕГЭ. Д аты и кс уж е установлены п р и ка -
зом Р особрнадзора. В этом году все сд аю щ ие разделены на три группы ,
ка ж д а я из которы х сдает экза м е н ы в свой сро к. Особо отл ичи вш и еся
и за сл уж и в ш и е пр аво на досро чную сдачу ЕГЭ в ы п у с кн и ки 2009 года п р о -
ходят тесты в по сл ед ню ю неделю апреля, о сновна я масса — с 26 мая по
19 ию ня и, нако н е ц , третья группа — в ию ле.
Ольга Сухарева
предыдущая страница 28 Что нового в науке и технике 2009 4 читать онлайн следующая страница 30 Что нового в науке и технике 2009 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст