Иллюстрации: Роїоііа
81
«АПРЕЛЬ 2009
П
росматривая фотографии, мы порой останав-
ливаем взгляд на ничем не примечательной,
казалось бы, карточке. На ней знакомые лица,
знакомые пейзажи, мы не раз видели этот
снимок, однако есть в нем что-то притягатель-
ное, что-то манящ ее и приковываю щ ее наш е внимание.
Если снимки делались профессиональным фотографом, мы
задерживаем свой взгляд чаще, если ж е их делал фотограф-
лю битель — реже. Не всегда человеческий взгляд привле-
кает необычное освещ ение или игра красок и контрастов.
Порой мы держим в руках изображ ение заурядного стога
сена на фоне бескрайнего луга и ловим себя на мысли, что
не прочь бы увеличить этот снимок и повесить на стену
как картину. Затем мы можем увидеть еще один снимок
с тем же пейзажем, только снятым с другой точки или иначе
откадрированным, но внутри уже ничто не отзывается, нет
ощ ущ ения целостности, гармонии. Этот снимок почему-то
не хочется веш ать на стену — он не кажется нам красивым
и не приковывает внимания. В чем же разница и с помощью
каких уловок можно повторить фокус с первым снимком?
Еще древние греки пытались обуздать и подчи-
нить четким законам понятия «красота» и «гармония».
Последователи школы П ифагора наряду с изучением
философией и математикой также изучали теорию гармо-
нии. Они и заметили, что качественные различия между
звуками, издаваемыми струнами, при прочих равных обус-
ловлены количественными отличиями длин этих струн.
Вдохновленные этим познанием, пифагорейцы решили
пойти дальш е и выразить все закономерности м ира через
числа, предполагая, что в основу мирового порядка боги
положили именно число. Считается, что Пифагор в VI веке
до н. э. впервые ввел понятие о золотом делении (сечением
его назовут много позже) в научный обиход. П ятиконечная
звезда стала символом пифагорейцев именно из-за золотой
пропорции, заклю ченной в фигуре.
Позже, уже в конце XVI века, И оган Кеплер писал,
что геометрия владеет двумя сокровищ ами — теоремой
Пифагора и золотым сечением, и если первое из них можно
сравнить с мерой золота, то второе — с драгоценным кам -
нем. Теорему Пифагора каждый помнит из школьного
курса, а вот другому сокровищ у геометрии — золотой про-
порции, или золотому сечению, — в ш коле уделяется неза-
служенно мало внимания.
ПОД СЕНЬЮ ПИРАМИД
История золотого сечения уходит корнями глубокое прош -
лое. Древнейш им памятником, в котором мы находим его
следы, является пирамида Хеопса. Золотое сечение выявля-
ется с помощью несложных геометрических построений:
нужно опустить перпендикуляр из верш ины пирамиды
в центр основания, затем от центра основания провести
прямую до середины одной из граней пирамиды. В отнош е-
ниях сторон полученного треугольника скрыта не только
золотая пропорция, но и число «пи». В принципе пирамиду
именно такой формы можно построить, не используя при
проектировании ни того ни другого, но эти величины там
все же есть. Существуют разные предположения относи-
тельно того, знали ли египтяне о золотом сечении, по одной
из версий, это именно они и научили Пифагора.
Я
КАНОНЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Древнегреческие храмы построены без применения цемента
и любого другого связывающего блоки агента. Прочностью
и долговечностью эти конструкции, некоторые из которых
дожили до нашего времени, обязаны лиш ь таланту архи-
текторов. Выдержав испытание временем, эти памятники
архитектуры являются неоспоримым свидетельством глубо-
ких познаний древних греков в области естественных наук.
При проектировании храмов архитекторы античного мира
широко использовали золотую пропорцию, и в настоящее
время в формах древнегреческих построек можно увидеть
Что же это за пропорция?
_______
Золотым сечением называют деление отрезка на две нерав-
ные части таким образом, что отношение большей части
отрезка к меньшей равно отношению всего отрезка к боль-
шей части. Эта величина выражается иррациональным
числом, которое невозможно записать десятичной дробью
с конечным количеством знаков после запятой.
Величина золотого сечения является положительным
корнем уравнения х2 = х + 1. Приблизительно оно равно
1,6180339887498948482.
Вычисление этой величины с воз-
растающей точностью является одной из интереснейших
математических задач.
К 1996
году были известны около
десяти миллионов знаков после запятой.
предыдущая страница 83 Что нового в науке и технике 2009 4 читать онлайн следующая страница 85 Что нового в науке и технике 2009 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст