82
ЧТО НОВОГО В НА^КЕ И ТЕХНИКЕ
::
МАТЕМАТИК
многократно повторяющееся золотое
отношение.
Его использовал в своих скульпту-
рах и строениях один из величайших
художников периода высокой класси-
ки — Фидий. Оно много раз встречается
в пропорциях знаменитого афинс-
кого храма Парфенон, построенного
Фидием. В частности, отношение шири-
ны фасада храма к его высоте равно
золотому сечению. Золотую пропорцию
мы видим в статуе Зевса, считающейся
одним из чудес света, и в статуе Афины
Парфенос. Именно в честь Фидия мате-
матики обозначают золотую пропор-
цию знаком ф — первой буквой имени
мастера, воплотившего ее в своих тво-
рениях.
Друтой древнегреческий скульптор,
Поликлет, даже разработал свод пра-
вил для изображ ения пропорциональ-
ного человеческого тела и наглядно
воплотил их в статуе «Дорифор»,
также называемой «Канон». «Канон»
Поликлета построен на четком соблю-
дении золотых пропорций. К примеру,
отнош ение высот нижней и верхней
частей статуи, на которые ее делит
пупок, равно золотому сечению; ниж -
рядом стоящих членов ряда колеблется
вокруг значения золотой пропорции.
Причем если отношение каких-либо
двух подряд идущих чисел ряда меньше
1,618, то отношение следующих двух
чисел будет больше, и чем дальше мы
удаляемся от нуля, тем ближе эти отно-
шения к золотой пропорции.
В эпоху Возрождения интерес
к золотому сечению вспыхнул с новой
силой. М икеланджело Буонарроти,
Рафаэль Санти, Сандро Боттичелли,
Пьеро ди Козимо — вот далеко не пол-
ный список художников, использовав-
ших его при построении композиции
своих работ.
Итальянский м атематик Лука
Пачоли посвятил ему книгу
«Божественная пропорция» — так
в XV веке стали называть золотое сече-
ние с легкой руки Леонардо да Винчи.
Будучи прекрасным математиком,
Пачоли понимал значение геометрии,
пропорции и построения переспекти-
вы для изобразительного искусства.
Он обобщил эмпирический опыт ита-
льянских художников своего времени
и написал поистине гимн золотой про-
ЗНАМЕНИТЫЙ АРХИТЕКТОР МИХАИЛ КАЗАКОВ ШИРОКО ПОЛЬЗОВАЛСЯ
ПРИНЦИПОМ ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ В СВОИХ РАБОТАХ. НАПРИМЕР, ЕГО МОЖНО
НАЙТИ В АРХИТЕКТУРЕ ЗДАНИЯ СЕНАТА В КРЕМЛЕ, В ЗДАНИИ ГОЛИЦЫНСКОЙ
БОЛЬНИЦЫ (НЫНЕ ПЕРВОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ ИМ. ПИРОГОВА).
нюю часть статуи в золотом сечении
делят колени, верхнюю — основание
шеи. Следует помнить, что Поликлет
не придумывал пропорции человечес-
кого тела, но взял их из реальности,
лиш ь усреднив значения.
ЭП0ХА>03Р0ЖДЕНИЯ
Золотая пропорция вне геометрии
и искусства, по-видимому, была
впервые обнаружена итальянским
математиком Леонардо Пизанским,
более известным под псевдонимом
Фибоначчи Сок. 1170-1228 гт.).
Фибоначчи исследовал числовой ряд от
нуля до бесконечности, в котором каж-
дый последующий член является сум-
мой двух предыдущих. Интересной осо-
бенностью этого ряда является то, что
отношение двух произвольно взятых
порции. В 1509 году «Божественная
пропорция» была издана в Венеции
с блестяще выполненными иллюстра-
циями, приписываемыми Леонардо да
Винчи.
Да Винчи также много внимания
уделял изучению золотой пропорции.
Он строил сечения стереометриче-
ского тела, образованного правиль-
ными пятиугольниками, и получал
прямоугольники с отнош ениями
сторон, равными золотой пропорции.
Знаменитый «Витрувианский чело-
век» — иллюстрация, выполненная
Леонардо да Винчи, — изображ ен по
тем же законам построения челове-
ческого тела, которые провозгласил
ещ е Поликлет. В картине «Мона Лиза»
Леонардо также использовал золотое
сечение — композиция построена на
предыдущая страница 84 Что нового в науке и технике 2009 4 читать онлайн следующая страница 86 Что нового в науке и технике 2009 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст