STEALTHY ЗНАЧИТ «НЕЗАМЕТНЫЙ»
Летящий самолет выдает себя различными
демаскирующими факторами: собственным
или отраженным излучением в радиодиапа-
зоне электромагнитных волн, оптическим
контрастом, тепловым (инфракрасным —
ИК) излучением, акустическим шумом,
в первую очередь от работающих двигателей,
инверсионным следом и дымом в выхлопных
газах. Важнейшими являются радиолокаци-
онная (РЛ) и ИК-заметность. Это обусловле-
но свойствами современных систем борьбы
с летательными аппаратами. Дальнее обна-
ружение сегодня строится исключительно
на базе радиолокационных станций (РЛС),
а в средствах обнаружения в ближней зоне,
равно как и в системах наведения, и в голов-
ках самонаведения ракет «земля — воздух»
и «воздух — воздух», наряду с РЛС массово
используются ИК-датчики.
Конечно, имеются и другие возможности
дальнего обнаружения, например радиотех-
ническая разведка, основанная на «засечке»
собственных радиоизлучений цели. Однако на
методы такого рода нельзя полагаться как на
основные, так как грамотно сделанный само-
лет не «шумит» в эфире бортовым электро-
оборудованием, а правильно подготовленный
и проинструктированный летчик включает
свои активные системы лишь на минималь-
но необходимое, то есть на самое короткое,
время. Для наведения ракет малого радиуса
действия, а также зенитной артиллерии
используются оптические и электронно-опти-
ческие системы, но для современного бомбар-
дировщика и многоцелевого истребителя это
опасность «второго порядка», так как сегодня
машины этих классов все больше используют
управляемое оружие, позволяющее не подхо-
дить к цели на расстояние видимости.
В широком смысле технологии «стеле»
(от английского stealthy — «незаметный,
тайный») подразумевают меры по снижению
всех перечисленных выше демаскирующих
факторов, а также обеспечение технической
возможности для тактических и организаци-
онных приемов повышения скрытности функ-
ционирования самолета. Но чаще имеется
в виду более узкая область — РЛ-заметность
аппарата. Так что основной наш разговор
пойдет об обеспечении малозаметности
самолета для радиолокаторов систем ПВО
и бортовых РЛС истребителей противника.
Встречается мнение, что всерьез об этом
задумались в результате изучения опыта бое-
вых действий американской авиации в войне
в Юго-Восточной Азии 1965-1973 годов. Там
до декабря 1972 года зенитными ракетными
комплексами (ЗРК) советского производ-
ства было сбито 1293 самолета (по данным
Межрегиональной общественной органи-
зации ветеранов войны во Вьетнаме, сайт
www.nhat-nam.ru).
Конечно, опыт Вьетнама, как всякий
реальный боевой опыт, учитывался при
формировании требований к перспектив-
ным боевым самолетам, но о снижении
РЛ-заметности думали и раньше. И не только
думали, но и делали. Первым самолетом,
при создании которого целенаправленно
и в значительном масштабе были исполь-
зованы элементы технологии «стеле», стал
американский стратегический разведчик
SR-71 Blackbird («Черный дрозд»), разработка
которого была официально поручена фирме
«Локхид» еще в мае 1962 года.
предыдущая страница 88 Что нового в науке и технике 2009 5 читать онлайн следующая страница 90 Что нового в науке и технике 2009 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст