ская энциклопедия 1927 года признает,
что сцепки советского производства
(к слову, отчасти «срисованные» с аме-
риканских) серьезно уступали замор-
ским конкурентам. Если американская
сцепка выдерживала нагрузку в 60-70
тонн, то советская — не более 20 тонн.
Конечно, американская система
Джанея неоднократно совершенство-
валась. Контур зацепления меняли не
менее шести раз. Сегодня в США при-
меняется сцепка Джанея стандарта
AAR типов F и Н (1954).
СЦЕПКА СА-З
В СНГ, и в России в частности, амери-
канская сцепка не прижилась: исполь-
зуется другой тип шарнирной сцепки
под названием СА-З (что расшифровы-
вается как «советская автосцепка, тре-
тий вариант», а не «сцепка автомати-
ческая», как можно подумать сначала).
Сцепка СА-З ■ сцепленной
НЕЛЬЗЯ Н Е ОТМ ЕТИТЬ, ЧТО В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ
РОССИИ ДО СИХ ПОР МОЖНО ВСТРЕТИТЬ И КЛАССИЧЕСКИЕ
Д ЕРЕВЯННЫ Е ВАГОНЫ НАЧАЛА XX В ЕКА, И ВИНТОВЫ Е СЦЕПКИ,
_______________ИДАЖЕ СЦЕПКИ С ТРЕХЗВЕННЫ М И Ц ЕП ЯМ И,
Как и в американском вари-
анте, когти СА-З двигаются
в горизонтальной плоскости. Эта
сцепка создана в 1932 году кол-
лективом инженеров Московского
вагоноремонтного завода(ныне
ВНИИЖ Т) под руководством
Валентина Филипповича Егорченко,
а с 1934 года началось ее массо-
вое изготовление и внедрение.
К 1957 году все железные дороги
России были переведены с винтовой
стяжки на СА-З; в период перехо-
да применялись промежуточные
устройства, позволяющие сцеплять
вагоны старого и нового типов.
Конечно, работали советские инже-
неры не с нуля: они взяли за образец
сцепку Виллисона 1916 года разра-
ботки. Сцепка Виллисона исполь-
зовалась в шахтах для рудовозов,
а также параллельно со сцепкой
Джанея в США для некоторых паро-
возов. Коллектив ВНИИЖ Т разра-
ботал новый комплекс зацепления,
оказавшийся очень удачным. За гра-
ницей СА-З иногда называют «сцеп-
ка Виллисона с русским контуром».
Сцепка Виллисона обошла сцепку
Джанея при выборе образца для под-
ражания по ряду преимуществ: посто-
янная готовность к сцеплению после
очередного расцепления, лучшая
динамика распределения нагрузок,
большая зона сцепления. Собственно,
распространение в США именно
сцепки Джанея обусловлено скорее
историческими, чем техническими
показателями.
Каждая половина сцепки состоит
из двух зубьев — большого и малого,
между которыми расположен зев.
При сцеплении малый зуб одной
сцепки входит в зев другой, а замки
отщелкиваются и входят в соответ-
ствующие карманы на другой поло-
вине сцепки. Для расцепления нужно
повернуть валик подъемника (что
отопрет замкодержатель) и освобо-
дить замок.
По типу она относится к тяго-
во-ударным нежестким. На большие.
восьмиосные вагоны устанавливается
модернизированная сцепка СА-Зм
с дополнительным хвостовиком.
В состав автосцепного устройства СА-З
входят поглощающий аппарат для
амортизации динамических продоль-
ных сил, передаваемых через авто-
сцепку на упоры и хребтовую балку.
предыдущая страница 54 Что нового в науке и технике 2009 6 читать онлайн следующая страница 56 Что нового в науке и технике 2009 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст