і И Ю Н Ь 2009
Г
енри
Ф
о рд
ВЕЛИКИЙ РАЦИОНАЛИЗАТОР
Б
удущий автомобильный король родился
30 июля 1863 года на ферме в окрестностях
городка Дирборн неподалеку от Детройта.
Окончив школу, Генри Форд в 17 лет нанима-
ется учеником в механическую мастерскую,
занимавшуюся производством вентилей, а затем в мотор-
ную мастерскую детройтских доков. Работа механика
была неплохим началом карьеры, но ему хотелось при-
ложить свои способности к чему-то более масштабному.
Самоходная машина вроде увиденного в детстве локомо-
биля в перспективе обещала лучшие возможности как для
приложения конструкторского таланта, так и для сбыта.
Дело было за удачной конструкцией. Форд попробовал
паровую машину, но быстро разочаровался.
В 1882 году Генри вернулся в Дирборн. Его отец пред-
ложил сыну сорок акров земли, тот согласился: ему нужны
были деньги на женитьбу и обустройство. Работа на земле
перемежалась отлучками в оборудованную возле домика
молодоженов мастерскую, где Генри продолжал копаться
в моторах. Этот эпизод хорошо характеризует тогдашнее
положение нашего героя: «механик высшей квалифика-
ции», как гордо именует он себя в воспоминаниях, вынуж-
ден был отправиться на заработки на ферму. Впрочем,
основной доход ему приносила паровая лесопилка — свое
возвращение к городской жизни через девять лет Форд
объяснял в том числе и тем, что «весь лес я уже вырубил».
В 1885 году Форду случилось чинить двигатель Отто1.
Новинка его определенно заинтересовала, он даже сделал
действующую модель.
В 1891 году он получает должность инженера в детройт-
ском подразделении электрической компании Эдисона
с месячным окладом 45 долларов2. Через два года он
был уже главным инженером с окладом 125 долларов.
Успешную карьеру омрачало различие во взглядах с руко-
водством фирмы. Генри к тому времени считал делом
своей жизни автомобили с двигателями внутреннего сго-
рания. С точки зрения начальства, будущее принадлежало
электричеству и сотрудники не должны были разменивать
свои таланты ни на что другое, даже в свободное время.
Форд к тому времени был знаком с самим Эдисоном, но
даже это не помогло. В августе 1899 года ему было предло-
жено повышение по службе, но с условием, что он оставит
опыты с автомобилями. Он предпочел уволиться.
НАЧАЛО БРЕНДА
Свой первый автомобиль Генри Форд опробовал
в 1893 году. Агрегат, напоминавший поставленное на
велосипедные колеса кресло, приводился в движение
двухцилиндровым мотором собственного изготовления.
Изобретатель наездил на нем около тысячи миль3.
Затем последовали еще несколько полуэксперимен-
тальных конструкций, включая гоночные — Форд не
слишком любил этот спорт, но сознавал его рекламную
значимость. В 1899 году на деньги группы инвесторов
во главе с лесопромышленником Уильямом Мерфи была
основана Детройтская автомобильная компания. Первый
блин вышел комом: фирма разорилась. Акционеры не
утратили веры в своего конструктора (он вовремя выиграл
очередные гонки) и в 1902 году учредили «Компанию Генри
Форда», но вскоре разошлись во взглядах. Форд считал, что
автомобиль должен быть простым, массовым и дешевым.
Владельцы фирмы и приглашенный ими в консультанты
производитель моторов Генри Лиланд полагали, что рынка
для таких машин нет и автомобиль должен быть красивым,
престижным и дорогим. Форд ушел, акционеры переимено-
вали фирму в «Кадиллак» и назначили Лиланда директором.
История показала, что обе стороны были правы — покупа-
телей хватило на всех.
Ford Motors Company была основана 16 июня 1903 года
как акционерное общество со стотысячным капиталом.
Правда, наличными было внесено всего 28 тысяч и они едва
Один из первых работоспособных двигателей внутреннего сгорания, названный по имени своего автора — немецкого инженера Николауса Отто. Его четырехтактный
одноцилиндровый вариант, с которым работал Форд запатентован в 1876 году. Мотор производился серийно, выпущено около 30 тысяч штук.
Доллар 1890-х годов приблизительно равен двадцати пяти сегодняшним.
’ Американская миля равна 1,6093 км.
предыдущая страница 86 Что нового в науке и технике 2009 6 читать онлайн следующая страница 88 Что нового в науке и технике 2009 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст