♦ И Ю Н Ь 2009
в войну, цена добралась до 360 долла-
ров. По окончании войны «акция» про-
должилась: в 1918 году машина стоила
525 долларов, а через четыре года уже
350, при том что покупательная спо-
собность доллара за десятилетие умень-
шилась вдвое. В 1909-1910 годах было
продано 18664 машины, а в 1920-
1921 годах — миллион с четвертью!
ПЛОДЫ НЕГИБКОСТИ
Всякая победа таит в себе семена буду-
щих поражений. Генри Форд создал
отличную машину— для своего време-
ни, но не подумал о том, что времена
меняются. К середине 20-х автомобиль
перестал быть чудом, а ездящие на нем
люди стали разборчивее. Машина Форда
два десятка лет развивалась только в сто-
рону удешевления. К 1918 году «жес-
тянка» получила электрические фары,
а несколько позже — увеличенную
в диаметре на несколько сантиметров
баранку. И все. Стареющий фабрикант
считал характеристики машины опти-
мальными, а изменения — ненужными.
К концу производства «Лиззи»
в Штатах сформировался рынок
запчастей, предназначенных для
модификации «старушки»: тормоза,
приставки к трансмиссии, распред-
валы и еще многое прочее. Все эти
«изыски» производились сторонними
фирмами — владелец «Форд Моторе»
гордо игнорировал потребителя.
Под конец ему пришлось согласить-
ся даже на окраску машин в разные
цвета, но спасти устаревшую кон-
струкцию было невозможно. В мае
1927 года с конвейера сошла послед-
няя модель Т. «Форд Моторе» к тому
времени утратила лидерство на рынке
и более никогда его не возвращала.
ИДЕОЛОГИЯ
Получив власть, Генри Форд управлял
своими заводами так же, как его отец
управлял фермой, — как царь и бог
в одном лице, реализуя в своем «коро-
левстве» любые идеи на свой вкус.
Идеи у Форда были, их часть, связан-
ная с собственно производством, даже
получила специальное название «фор-
дизм». Очевидно, это явление заслу-
живает хотя бы краткого анализа.
По словам Форда, он восприни-
мал бизнес как служение обществу.
Задачей фирмы было не столько
получение прибылей и выплата диви-
дендов, сколько удовлетворение обще-
ственной потребности в автомобилях.
Это не означало, что производитель
занимается благотворительностью.
Это означало, что приоритетом явля-
ется выпуск продукции, а прибыль
получается сама собой, если только
продукция достаточно хороша, чтобы
раскупаться. Участники такого про-
изводства, сиречь служения, заняты
общим делом, поэтому они созна-
тельно поддерживают друг друга.
Директор заботится о рабочих, те
бурлят трудовым энтузиазмом, а вла-
деющие этой идиллией акционеры не
спрашивают о дивидендах.
Концепция была уязвима для кри-
тики, но вполне возможно, что Форд
этого не понимал. Он так никогда и не
получил сколько-нибудь приличного
образования. Школа в тогдашнем
американском захолустье таковое дать
не могла, механическая мастерская —
тем более. До конца жизни он писал
по-английски с ошибками. В начале
30-х кто-то из журналистов назвал
его «невежественным идеалистом» —
Форд обиделся и подал иск. В суде
выяснилось, что автомобильный
король Америки не знает, кто такой
Джордж Вашингтон, не может при-
помнить ни одного писателя и даже
не умеет читать чертежи — специ-
предыдущая страница 88 Что нового в науке и технике 2009 6 читать онлайн следующая страница 90 Что нового в науке и технике 2009 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст