I
Н
О
V*
ЧТО НОВОГО В НАУКЕ И ТЕХНИКЕ
I
I
T
WORKS:: АВИАЦИЯ
Каковы же основные результаты
и выводы Уфимцева, как они дополня-
ют существовавшую до него теорию
дифракции и что они дали для практи-
ческого воплощения идеи радионеви-
димого самолета?
Ту часть отраженного поля, которая
не зависит от отражающего материала.
Уфимцев назвал теневым излучени-
ем; ему удалось показать, что из-за
ее существования даже покрытие,
поглощающее 100% падающей энер-
гии, уменьшит суммарную мощность
рассеянного сигнала не более чем в два
раза. Вообще же радиопоглощающие
материалы не столько «хоронят» пада-
ющую на них энергию, сколько пере-
распределяют ее по диаграмме направ-
ленности, увеличивая рассеянное поле
там, где его вроде бы и быть не должно.
Все это в целом означало, что одним
только уменьшением отражения в при-
нципе нельзя решить задачу создания
радионевидимого самолета.
Отсюда вывод: надо заниматься
геометрией.
Подход Уфимцева базировался на
разделении отражения на однородную
и неоднородную компоненты. Сильно
упрощая, можно сказать, что однород-
ная компонента создается отражением
от плоских или слабоискривленных
поверхностей, а неоднородная — от
углов и краев. С практической точки
зрения важно, что однородная компо-
нента, которую легко рассчитать по
давно известным методам, вносит лишь
небольшой вклад в общее отраженное
поле. Основная же часть отражения —
это как раз те самые углы и края, и мето-
ды расчета этой компоненты Уфимцеву
пришлось создавать заново.
Петру Яковлевичу удалось получить
асимптотическое решение для кра-
евых волн при типичных в авиации
сочетаниях поверхностей различной
формы. Для практического примене-
ния этого было уже достаточно.
Что особенно важно: результаты,
полученные Уфимцевым «на кончике
пера», с достаточной точностью сов-
падали с натурными экспериментами.
А вычисления, проведенные им на
основе методологии краевых волн
для простых тел типа металлических
полос, дисков и цилиндров, соответ-
ствовали решениям для таких объек-
тов, полученным с использованием
ранее известных, «классических» фор-
мул теории физической дифракции.
Из сказанного ясно, почему работы
Уфимцева стали необходимой и доста-
точной базой для проведения расчетов
дифракции радиоволн на объектах
сложной формы
Ясно также, что воодушевило
локхидовских инженеров — книга
Уфимцева не только объяснила, поче-
му радиопоглощающие материалы не
в силах сделать самолет невидимым,
но и показала, каким путем надо идти,
чтобы прийти к успеху.
МЕРА КОЛИЧЕСТВА
Радиолокационная заметность коли-
чественно описывается величиной,
называемой ЭПР — эффективная
поверхность рассеяния. Она харак-
теризует способность объекта преоб-
разовывать падающую электромаг-
нитную волну в рассеянную волну,
распространяющуюся в направлении
на приемник. Проще говоря, если
передатчик и приемник радиоло-
катора находятся в одном месте, то
ЭПР самолета — это его способность
«вернуть» на РЛС часть посланного ею
ЭПР измеряется в квадратных
метрах. Есть различные формулиров-
ки для ее определения, но наиболее
понятно она определяется как пло-
щадь поперечного сечения электро-
проводящего шара, имеющего ту же
отражающую способность, что и опи-
сываемый самолет в данных условиях
измерения.
Посмотрим, какие факторы оказы-
вают влияние на величину ЭПР лета-
тельного аппарата и что с ними можно
сделать.
Во-первых, это физическая спо-
собность поверхности отражать элек-
тромагнитные волны: она зависит от
условий распространения электриче-
ских зарядов по материалу поверхно-
сти. Мы знаем, что металл с его высо-
кой электропроводностью прекрасно
отражает радиоволны. Самолеты
предыдущая страница 93 Что нового в науке и технике 2009 6 читать онлайн следующая страница 95 Что нового в науке и технике 2009 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст