102
ЧТО НОВОГО В НАУКЕ И ТЕХНИКЕ
H
О
W
I
T
W O R K S : : А В И А Ц И Я
и неподвижной частей крыла (3.3);
впрочем, такие уступы нередки
и у машин других типов.
4. Сзади роль, аналогичную кромке
воздухозаборника, играет кромка
выхлопного сопла (4.1); задние
кромки аэродинамических поверх-
ностей перпендикулярны (у верх-
него и нижнего килей (4.2)) или
почти перпендикулярны (у крыла
(4.3) и стабилизатора (4.4)) к про-
дольной оси самолета. То есть
к лучу радара находящегося сзади
противника.
5. Уголковые отражатели. Их много.
Стык крыла с фюзеляжем (5.1) —
а ведь фюзеляж как раз в этом месте
почти плоский; линии крепления
пилонов для боевой нагрузки (5.2),
монтирующихся под горизон-
тальными поверхностями крыла
и фюзеляжа; зоны установки стаби-
лизатора и килей (5.3)
6. Наконец, всякие неизбежные щели,
«нашлепки», прорези на наружной
поверхности:технологические
лючки (6.1), примыкающие к килю
и крылу кромки руля высоты (6.2),
элеронов (6.3) и щитков, створки
регулируемого сопла (6.4) и многое
другое.
7. До сих пор мы изучали наружную
конфигурацию самолета. Но свой
вклад в «свечение», причем зна-
чительный, вносят и агрегаты,
находящиеся внутри. Так, антенна
бортовой РЛС (7.1) — это боль-
шой по размеру и превосходный
по качеству отражатель «чужого»
сигнала, падающего на нее сквозь
радиопрозрачный обтекатель.
К слову, и сами носовые обтекате-
ли самолетов третьего поколения
были неоптимальны по форме: для
целей радионевидимости, как это
показал Уфимцев, их контур дол-
жен образовываться не выпуклой
кривой, а вогнутой.
8. Обычный фонарь кабины пропу-
скает радиоволны, а уже внутри
они рассеиваются на бесчисленных
деталях оборудования и экипировки
летчика (7.2). Специалисты говорят,
что можно представить себе такое
сочетание условий, когда один толь-
ко гермошлем будет давать боль-
ший отраженный сигнал, чем весь
остальной самолет. Со стороны хвос-
товой части мощным источником
является выходной каскад турбины
двигателя (7.3) — диск и лопатки
турбины, лопатки и несущие конс-
трукции ее соплового аппарата.
У многих самолетов в передней
полусфере столь же «успешно» рабо-
тает входная ступень компрессора:
в случае МиГ-23 она, по всей види-
мости, почти полностью экраниру-
ется непрямыми каналами подвода
воздуха от боргговых заборников.
9. 8. Большинство типов боевых лета-
тельных аппаратов применяется не
в «чистом виде», а с тем или иным
числом внешних подвесок (8). На
рисунке отмечен наружный топ-
ливный бак, но различных видов
подвесного оборудования и воору-
жения существует великое множес-
тво. И все они, как правило, имеют
как раз такие размеры и конфигу-
рации, которые делают их просто
«маяками» для радаров противника.
То, что сказано выше про МиГ-23,
применимо и к другим самолетам
«достелсовой» идеологии, и, конечно,
не только к отечественным.
Одним словом, реальный бое-
вой самолет — скорюстной, хорошо
вооруженный, пригодный для реше-
ния разнообразнейших задач — ока-
зывается замечательной целью для
радарюв. Очевидно, что его превраще-
ние в невидимку требует радикаль-
ного пересмотра всей конструкции.
О том, как это было сделано, мы пого-
ворим в следующем номере.
Владимир Мейлицев
предыдущая страница 95 Что нового в науке и технике 2009 6 читать онлайн следующая страница 97 Что нового в науке и технике 2009 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст