Иллюстрации: Р ге а тв ^те
43
9
СЕНТЯБРЬ 2009
счет измененных связей между нервными клетками: одни
отростки сокращаются, и импульс передается по другим,
а электрическая цепь тоже замкнута в кольцо. Другие
ученые предполагают, что информация хранится в белко-
вых структурах: молекула белка может иметь почти бес-
конечное количество вариантов строения. Считается, что
белок воздействует на мембрану нервной клетки и изме-
няет ее проводимость. Некоторые исследователи полага-
ют, что наша память похожа на киноленту и непрестан-
но запечатлевает абсолютно всю информацию, поступаю-
щую извне или изнутри организма. Потом данные сорти-
руются по значимости и самые «ненужные» отправляют-
ся в подкорку.
Замечено, что на запоминание влияет и работа под-
корковых структур, тех, которые отвечают за эмоции.
Эмоционально окрашенная информация лучше «укладыва-
ется» в голове и дольше хранится.
Еще не известно, в каком виде мозг хранит информацию.
И это касается не только сознания, но и бессознательного —
так называемой вегетативной системы. Это часть нервной
системы, которая поддерживает «автоматическую» работу
нашего организма: следит за тонусом кишечника и сосудов,
за выделением гормонов и сердечным ритмом. Благодаря
ей мы, например, не «забываем», как дышать.
Для изучения механизмов памяти в 1990 году был создан
Институт мозга при РАМН. На его базе проведено множе-
ство исследований и в лабораториях, и в больнице, но каков
результат? Знаменитый ученый нашего времени, академик
Наталья Петровна Бехтерева, посвятившая этим работам
всю свою жизнь и стоявшая у истоков современной ней-
рофизиологии, в конце жизни прямо заявляла, что тайна
памяти до сих пор не раскрыта. Она не исключала даже
совершенно экзотические механизмы вроде теории все-
мирного информационного поля Земли, хранящего память
где-то за пределами человеческого тела, правда в научном
мире подобные взгляды пользуются весьма умеренной
популярностью.
г *
.
ловосочетание «искусственный интеллект»
знает, наверное, каждый школьник (какой
ребенок сейчас не смотрит фантастиче-
ские фильмы, в которых главные герои
либо борются с разумными роботами, либо
используют их как своих доверенных лиц). Об искусствен-
ном разуме много говорят и пишут, но создать его человече-
ство пока не в силах. Неужели наша цивилизация, произво-
дя суперкомпьютеры и исследуя космос, не смогла воспро-
извести аналог электрических нервных связей?.
.
На самом деле опыты и разработки в этой области меди-
цины и техники ведутся уже не первый год. Но человече-
ский мозг едва ли не самый сложный из всех известных
биологических объектов. Нервные клетки — нейроны —
взаимосвязаны между собой с помощью десятков отрост-
ков. Таких клеток в голове у нас около 1 триллиона, из них
лишь в коре мозга примерно 14 миллиардов, причем они
значительно различаются между собой по форме, числу
отростков, порогу возбудимости, типу возбуждающих
веществ, скорости проведения импульса и многому друго-
му. Вот почему так сложно изучить их взаимодействия. Но,
пожалуй, основная проблема, стоящая перед создателя-
ми искусственного разума, — цель. Зачем нам это нужно?
Более простые устройства отлично выполняют множество
разных функций: обрабатывают данные, создают модели,
пилотируют самолеты, играют в шахматы и футбол. Для
выполнения множества задач вовсе не требуется руковод-
ство сложнейшего искусственного интеллекта, кроме того,
будет ли он умнее настоящего, человеческого? Если нет,
то зачем он нужен, а если да — не окажется ли он для нас
оиасиим?
вспомнить все
Одним из важнейших аспектов деятельности мозга счи-
тается его способность запоминать информацию, или,
проще говоря, наша память. Принципы ее действия объ-
ясняются по-разному. Существует мнение, что кратковре-
менную память образуют замкнутые нервные импульсы,
направленные по кругу. А долговременная возникает за
один
с е р ы й
,
другой
белы й
Головной мозг состоит из серого вещества (кора
и подкорковые ядра, тела клеток) и белого (клеточные
отростки, «провода» нервных импульсов). Принято
считать, что все основные процессы, среди которых
сознание, мышление, движения, рефлексы и многое
другое, происходят в сером веществе. В массе белого
вещества в глубине мозга находятся серые ядра. Их
работа связана с «подкорковыми» бессознательны-
ми процессами: от тревоги и радости до регуляции
дыхания и работы сердца. Масса головного мозга —
1,1-2 кг, причем интеллект от массы не зависит.
У младенцев мозг весит около 300 г, но доля серого
вещества в нем гораздо больше, чем у взрослых
людей, а потенциальных связей между нейронами
на 300 % больше. Со временем часть нервных клеток
погибает, и мозг становится таким, как у нас с вами.
предыдущая страница 44 Что нового в науке и технике 2009 9 читать онлайн следующая страница 46 Что нового в науке и технике 2009 9 читать онлайн Домой Выключить/включить текст