Иллюстрации: Роі:оІіа, ouDSideг
75
9
СЕНТЯБРЬ 2009
ИСПОКОН ВЕКОВ ЧЕЛОВЕК ВОЗВОДИЛ МОСТЫ, ЧТОБЫ ПОКОРЯТЬ РЕКИ, УЩЕЛЬЯ, ПРОПАСТИ. В КАЖДОМ
СТРОИТЕЛЬСТВЕ - И НА ЗЕМЛЕ, И НАД ВОДОЙ - ИМЕЛИСЬ СВОИ ОСОБЕННОСТИ. ОДНАКО ПОСЛЕДНЕЕ
СТОЛКНУЛО ЧЕЛОВЕКА С СЕРЬЕЗНОЙ ПРОБЛЕМОЙ. РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ РЕЧНОЕ СУДОХОДСТВО ТРЕБОВАЛО
ВОЗМОЖНОСТИ СВОБОДНО ПРОХОДИТЬ ПО РЕКАМ, А ТАКЕЛАЖ ПАРУСНЫХ СУДОВ ДОСТИГАЛ
ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ ВЫСОТЫ. ТОГДА И ВОЗНИКЛА ПОТРЕБНОСТЬ В ТАКИХ КОНСТРУКЦИЯХ, КОТОРЫЕ БЫ
ПОЗВОЛЯЛИ НЕ ТОЛЬКО ПЕРЕСЕЧЬ РЕКУ, НО И ПРОПЛЫТЬ ПО НЕЙ БЕЗ ПРОБЛЕМ. ПЛАВУЧАЯ ПЕРЕПРАВА
(ИЛИ ПАРОМ) СТАЛА ПЕРВЫМ И САМЫМ ПРОСТЫМ РЕШЕНИЕМ. НО СУЩЕСТВОВАЛ И ДРУГОЙ ПУТЬ.
П
римитивные мосты — бревна, переброшен-
ные через ручей, — человек изобрел в глу-
бокой древности. Разводные же появились
лишь в XVП веке (самым старым из сохранив-
шихся сегодня считается Сомерсет-Бридж на
Бермудских островах, 1620).
Подвижные мосты бывают самых разных типов: рас-
крывающиеся, складывающиеся, подъемные, откатные,
затопляемые, наклоняемые, вертикально-подъемные. Но
сегодня речь пойдет о весьма оригинальных конструк-
циях — летающих паромах, или, говоря техническим язы-
ком, мостах-транспортерах.
В целом разводные мосты можно разделить на два типа.
Первые направлены на повышенную пропускную способ-
ность надземного транспорта, то есть раскрываются они
лишь на краткое время для пропуска судов. Вторые, наобо-
рот, большую часть времени оставляют открытой реку, а на-
земный транспорт пропускают лишь небольшими партиями.
Именно к такому типу и относятся мосты-транспортеры.
за ч е м н уж ен м ост-т р а н с п о р т е р ?
Мост-транспортер — это достаточно сложное сооружение,
обычно сваренное из металлоконструкций и состоящее из
двух основных частей. Первая часть — это аналог козлового
крана, используемого для сверхтяжелых грузов на заводах
или в портах. Вторая — это гондола, подвешенная на тросах
к рельсам стационарной части. По сути, гондола на тросах
перемещается от одного берега к другому, подобно парому.
Пешеходы и транспорт заезжают на подвижную плат-
форму, как на паром. Затем мост переносит их на проти-
воположную сторону реки. Для судоходства пространство
под мостом открыто практически всегда, за исключением
кратких промежутков перемещения гондолы.
Несмотря на то что конструкция эта гораздо более доро-
га и сложна, чем паром, она все-таки получила некоторое
распространение. В условиях, где использование парома по
каким-либо причинам невозможно, а переправа необходи-
ма вкупе с непрекращающимся потоком проходящих судов,
например на участках рек, где чересчур сильное течение,
такие мосты весьма функциональны. Строительство стацио-
нарного моста с высоким пролетом, пригодным для судоход-
ства, иногда оказывалось чуть ли не в десять раз дороже, чем
строительство моста-транспортера, не требующего организа-
ции специальной развязки для въезда автотранспорта.
Мост-транспортер — это весьма редкая разновидность
моста. За всю историю мостостроения было возведено
не более двух десятков таких конструкций (первый —
в 1893-м, последний — в 1998 году). До сегодняшнего дня
сохранилось десять мостов-транспортеров, из которых
всего пять работают по своему непосредственному назна-
чению. Остальные разобраны, снесены, перестроены или
заморожены.
Основная масса (17 из 20) построена с 1893 по 1916 год.
По сути, эта уникальная конструкция устарела, не успев
полноценно развиться. Мосты-транспортеры, как и паромы,
перестали справляться с все возрастающим количеством
автомобильного транспорта и вытеснялись поворотными
мостами или обыкновенными мостами с высоким подъ-
емом дорожного полотна. Пусть подобные мосты и дороже
летающих паромов, но в итоге их строительство окупается,
в основном взиманием платы за проезд.
би ска й ск и й мост
Самым знаменитым летающим паромом в мире явля-
ется «первенец жанра» Бискайский мост в Португалете
(Испания, 1893). Этот мост соединяет город Португалете
с городом Лас-Аренасом, разделенные рекой Нервьон.
Мост был построен по проекту известного баскского архи-
тектора Мартина Альберто де Паласио-и-Элисаге. В конце
XIX века Португалете был достаточно богатым городом,
поскольку служил местом отдыха довольно обеспечен-
ных людей (маленький зеленый городок являлся идеаль-
предыдущая страница 76 Что нового в науке и технике 2009 9 читать онлайн следующая страница 78 Что нового в науке и технике 2009 9 читать онлайн Домой Выключить/включить текст