Иллюстрации: Wikipedia, Fotolia
79
9
СЕНТЯБРЬ 2009
Еще про три несуществующих уже моста-транспортера
все же стоит немного рассказать отдельно.
Во-первых, это Ранкорнский мост через реку Мерси
в Великобритании. Он существовал с 1905 по 1961 год
и был самым большим (хотя и не самым длинным) из
всех когда-либо построенных транспортеров в мире. Он
строился 4 года и обошелся в 130 тысяч фунтов стер-
лингов. Высота моста не поражала — 55 метров, зато
длина центрального пролета составляла чуть более 300
метров! Гондола моста могла перевозить одновременно
четыре железнодорожных вагона и еще 300 человек. Что
характерно, оператор моста находился не в специальной
комнате управления на одной из стоек, а прямо в гондо-
ле, откуда прекрасно видел происходящее вокруг и мог
экстренно остановить гондолу в случае непредвиденных
обстоятельств. Путешествие занимало около 2,5 минуты.
До наших дней сохранились наземные постройки с элек-
тродвигателями моста-гиганта.
Вторым «мертвым» мостом, на который стоит обратить
внимание, был мост Sky Ride, возведенный в 1933 году
специально для Международной технической выставки
«Век прогресса» в Чикаго (штат Иллинойс, США) инже-
нером Дэвидом Штейнманом. Мост общей длиной 564
метра и высотой полотна 64 метра мог переправлять
одновременно 10 автомобилей и 36 пассажиров. Вышки
опоры моста имели чрезмерную, «демонстрационную»
высоту в 191 метр. 2000 тонн стали, 160 километров
кабелей, 5000 человек в час (всего около 4,5 миллиона
пассажиров за все время выставки) — все было призвано
продемонстрировать американскую мощь и технический
прогресс. Мост был разрушен при помощи динамита по
окончании выставки в ноябре 1934 года, простояв чуть
более полутора лет.
Наконец, последний мост — это легендарный Сталин-
градский мост в СССР. Легендарный же он потому, что
ничего конкретного о нем не известно. Кроме жителей
нынешнего Волгограда, родившихся до 1950 года, никто не
может точно утверждать, существовал ли когда-нибудь этот
монстр с центральным пролетом длиной 874 метра (!!!) или
нет. Ни чертежей Сталинградского транспортера, ни даже
его фотографий не сохранилось. Однако откуда тогда воз-
никла легенда о том, что этот мост был построен в 1955 году
и разрушен?.
.
Будет ли в мире построен еще хоть один мост-
транспортер, неизвестно. Вся надежда на бережное сохра-
нение уцелевших экземпляров этой уникальной конструк-
ции. Впрочем, для демонстрационных целей подобных Sky
Rid, или для красивых обзорных путешествий через могучие
реки или водопады такие мосты еще могут понадобиться.
А нам остается только поражаться техническому гению
и бесконечности инженерной мысли человечества.
Тим Скоренко
МОСТ «ПЕГАС»
Многие конструкции подвижных мостов являются
единственными в своем роде или крайне редкими.
Например, конструкция знаменитого моста «Пегас»
через Канский канал (Франция), того самого, через
который 5-6 июня 1944 года союзные войска вторг-
лись в Нормандию (мост взят войсками британской
6-й воздушно-десантной дивизии, высадившимися
с планеров) в ходе операции «Оверлорд». Мост стал
первым стратегически значимым объектом, захвачен-
ным союзниками. «Пегас» относится к разновидности
«вращающихся разводных мостов». Для подъема или
опускания в «Пегасе» используется сложная шес-
теренная система, благодаря которой он вращается
на специальных шарнирах. Уникальная конструкция
1935 года постройки разобрана в 1994 году и для
сохранности перенесена из Бенувиля, где мост верой
и правдой служил пешеходам и автомобилистам, в му-
зей «Пегас», посвященный вторжению союзников, на
вечное хранение. На прежнем месте компанией Spie
Batignolles построена точная копия моста «Пегас».
«Пульт управления» мостом Бискайским
предыдущая страница 80 Что нового в науке и технике 2009 9 читать онлайн следующая страница 82 Что нового в науке и технике 2009 9 читать онлайн Домой Выключить/включить текст