82
ЧТО НОВОГО В НАУКЕ И ТЕХНИКЕ
how
I
T
works
А
в
и
А
ц
и
я
Весь планер «Ночного ястреба»
покрыт радиопоглощающими мате-
риалами нескольких типов с углерод-
ным, ферритовым или комбинирован-
ным наполнителем. Всевозможные
радиоантенны, приемник системы
дозаправки и т. п. при необходимости
убираются. Самолет не имеет внеш-
них подвесок, все вооружение разме-
щено внутри фюзеляжа. Отверстия для
крепления радиолокационных отра-
жателей, бортовых аэронавигацион-
ных огней, которые устанавливаются
для удобства «мирной» эксплуатации
самолетов, во время боевых вылетов
заполняются РПМ наносимым распы-
лением.
Результатом всех этих мер стало
достижение неправдоподобно, по ста-
рым меркам, низкого значения ЭПР:
до 0,1-0,01 м2
с фронтальных и хвосто-
вых ракурсов. Это в 50-200 раз мень-
ше, чем у обычного самолета близ-
ких размеров. Правда, с других ракур-
сов ЭПР может достигать 1 м2, но и это
помимо «
невидимости
» у F-ll7
почти
не
было
преимущ еств
:
все
характеристики
оказались
в
несколько
раз
хуж е
,
неж ели
у
обыкновенных
бомбардировщиков
очень неплохо.
«Ночной ястреб» оказался действи-
тельно хорошей боевой машиной
в одном узком смысле: для пораже-
ния в ходе одиночных ночных налетов
одиночных же точечных целей с зара-
нее известными координатами. Но вот
остальное.
..
Максимальная скорость —
1040 км/ч; боевая нагрузка — 2268 кг;
боевой радиус — 917 км; перегоноч-
ная дальность — 2012 км. Все характе-
ристики в разы хуже, чем у менее спе-
циализированных современников.
У Б-117 отвратительная маневрен-
ность и очень «капризная» управляе-
мость, он статически неустойчив по
каналам тангажа и курса, на нем даже
нет резервной ручной системы управ-
ления — все равно никакому летчи-
ку с ним не справиться. Пилоты Б-117
гордились принадлежностью к узко-
му кругу мастеров, освоивших столь
сложную машину. Но они же дали
этой машине не очень-то уважитель-
ное прозвище: ШоЬНпСоЬНп («Хромой
карлик»). Умеют американцы подо-
брать меткое, короткое и эффектно
звучащее определение.
..
Вот я и назвал эту главку: «Б-117 —
настоящий «стелс». Потому что боль-
ше ничего хорошего о нем сказать
нельзя.
В-2 — НАСТОЯЩИЙ БОМБАРДИРОВЩИК
Задание на другой знаменитый
«стелс» — В-2 «Спирит» — было не
столь однобоким. ВВС хотели полу-
чить в первую очередь стратегиче-
ский бомбардировщик и лишь затем
максимально незаметную машину.
Сначала считалось, что он будет дей-
ствовать со средних и больших высот
так же как «работает» Б-117. Однако,
проведя анализ существовавших
и перспективных средств ПВО «веро-
ятного противника», командование
вынуждено было «переместить» В-2
на высоту бреющего полета, вплоть
до 60 м над землей. Машине с самого
начала задавалась межконтиненталь-
ная дальность полета и масса боевой
нагрузки, приличествующая страте-
гическому носителю.
И компании «Нортроп», генераль-
ному подрядчику этой программы,
удалось создать настоящий бомбарди-
ровщик, при этом с ЭПР, сравнимой
с ЭПР маленького «Карлика», —
порядка 0,01 м2
в значительном диа-
пазоне углов передней полусферы.
В-2 летит на 11 тыс. км без дозаправки
и на 18,5 тыс. с одной дозаправкой;
несет 18 тонн боевой нагрузки, а если
по максимуму — 22 680 кг. Он относи-
тельно прост в пилотировании и впол-
не прилично — для своего класса —
маневрирует. Самолет легко держит
вираж с креном 60 градусов, а угловая
скорость крена примерно соответ-
ствует «поворотливости» тяжелого
истребителя. На испытаниях В-2 при-
землялся при боковом ветре, дувшем
со скоростью до 40 м/с.
Схема «летающее крыло» имеет
большое число преимуществ перед
традиционной схемой: аэродинами-
ческих, весовых, технологических
и др. Но для стратегического «стелса»
эта схема была принята в первую оче-
редь потому, что меньше кромок, чем
у «летающего крыла», у самолета вооб-
ще быть не может.
предыдущая страница 83 Что нового в науке и технике 2009 9 читать онлайн следующая страница 85 Что нового в науке и технике 2009 9 читать онлайн Домой Выключить/включить текст