83
9
СЕНТЯБРЬ 2009
Профили крыла В-2 нормаль-
ные, а не граненые, как у Р-117.
Стреловидность по передней кромке,
равная 33 градусам, также впол-
не «вменяемая» для заданных ЛТХ
самолета. Те же углы стреловид-
ности, прямые и обратные, имеет
и задняя кромка, которую за харак-
терную форму называют «бобровый
хвост» — этот «хвост» работает как
аэродинамический демпфер. Система
управления постоянно держит само-
лет в максимально выгодном для
данного режима положении. Все это
позволило получить почти такое же
аэродинамическое качество, как
у тяжелых самолетов традиционных
схем. Небольшая удельная нагрузка
на крыло и воздушная подушка на
заключительном этапе снижения
дают умеренную посадочную ско-
рость, что позволило отказаться от
посадочной механизации крыла,
то есть от дополнительных щелей
и кромок.
Форма В-2 в плане образована
12-ю прямыми линиями, что дает
возможность сконцентрировать все
отражения в нескольких узких секто-
рах. Параллельные передние и задние
кромки корпуса-крыла, кромки люков,
обечаек воздухозаборников, створок
ниш шасси и отсеков двигателей
формируют четыре Х-образно рас-
положенных основных сектора отра-
жения — по два с передней и задней
полусфер.
Передняя и задняя кромки крыла
покрыты многослойным материалом,
имеющим сотовую структуру. Каждая
ячейка представляет собой пятиуголь-
ную в сечении трубку длиной около
100 мм, продольная ось которой рас-
положена параллельно продольной
оси самолета. Внутренний объем каж-
дой трубки заполнен градиентным
РПМ, плотность которого повышает-
ся в направлении от переднего среза
к заднему. Электромагнитная волна
частично поглощается многослой-
ным покрытием, а затем наполните-
лем трубки и ослабляется при много-
кратном отражении от ее внутренних
стенок.
В-2 не оставляет инверсионного
следа в небе, демаскирующего любой
реактивный самолет. В его соплах
выхлопные газы отклоняются вверх
и смешиваются со специальным аэро-
золем — хлорфторсерной кислотой,
что препятствует возникновению кон-
денсата.
Есть информация, что требования
заказчика на В-2 все-таки не удалось
выполнить в полном объеме. Но
надо же в какой-то момент остано-
виться! При выпущенном количестве
машин стоимость одного экземпляра
с учетом затрат на НИОКР составляет
порядка 1,33 млрд долларов, а по неко-
торым данным — даже 2,2 млрд!
Сравним. Постройка атомного
авианосца «Энтерпрайз» водоизме-
щением 90 тыс. тонн, несущего на
борту 120 летательных аппаратов,
обошлась в свое время в астрономи-
ческую сумму — 451 млн долларов!
Правда, это было в 1961 году; сейчас
он бы стоил около 5 млрд долларов.
А вот АПЛ типа «Огайо» обошлись
по 1,3-1,5 млрд долларов за штуку.
Скрытность же подводных ракетонос-
цев значительно выше незаметности
любого представимого самолета-
«стелса», а их боевой потенциал про-
сто бессмысленно сравнивать.
Не так давно появились испыта-
тельные (западные) данные о том,
что бортовая РЛС МиГ-29 «видит» В-2
даже на фоне земли. Напрашивается
предположение, что локаторы МиГ-31
и Су-27 тоже на это способны, да еще
и на больших дистанциях. Вывод оче-
виден: «работы по снижению до необ-
B-2 Spirit
предыдущая страница 84 Что нового в науке и технике 2009 9 читать онлайн следующая страница 86 Что нового в науке и технике 2009 9 читать онлайн Домой Выключить/включить текст