84
ЧТО НОВОГО В НАУКЕ И ТЕХНИКЕ
HoW
IT
WORKS:: АВИАЦИЯ
ходимого уровня РЛ-заметности В-2 многократно превы-
шают по затратам работы, направленные на модернизацию
БРЛС российских истребителей» (из доклада конгрессу).
А еще В-2 оказался вполне «видим» в инфракрасной
области. На салоне 1996 года в Фарнборо его удалось
захватить и сопровождать ИК-визиром одного из демон-
стрировавшихся там зенитных ракетных комплексов.
«Спирит» оказался наблюдаемым на расстоянии до 6 км;
особенно отчетливо различались горячие точки всех
четырех сопел. Понятно, что бомбардировщик манев-
рировал, чтобы полноценно показать себя над летным
полем салона. При этом он, конечно, «подставлялся»
своими соплами под объективы прибора.
Суммируя сказанное, можно констатиролвать, что В-2 —
это неплохой компромисс между радионевидимостью,
характеристиками и бюджетом. Другое дело, что трудно
представить столь дорогое изделие над территорией тех-
нически оснащенного противника, который может сбить
его одним залпом, даже случайным. Но это действительно
другое дело.
ДЕТИ КОМПРОМИССА
На вооружение к настоящему времени принят лишь один
истребитель пятого поколения — американский F-22 Raptor.
И, хотя малая заметность входит в число основных его
качеств, все же их перечень выглядит более сбалансированно.
В его составе сверхзвуковая крейсерская скорость полета на
нефорсированном режиме работы двигателей; малая замет-
ность; возможность эксплуатации с ВПП длиной 915 м; высо-
кая маневренность, в том числе на сверхзвуковых скоростях;
высокая эффективность в воздушном бою. Также требовалась
малая масса, увеличенная дальность полета, вдвое более высо-
кая надежность, чем у F-15, лучшая эксплуатационная техно-
логичность, меньшая стоимость жизненного цикла. Время на
подготовку к повторному вылету в конфигурации истребителя
воздушного боя должно быть 15 мин. (у F-15-35 мин.), сред-
няя численность техперсонала для обслуживания одного само-
лета — 8,7 чел. (20,6 чел. для Р-15).
Р-22 не «зациклен» на незаметности. Ему предписано
другое: «Первым заметил, первым поразил». Это означает,
что не обязательно быть
максимально
невидимым; надо
быть
достаточно
невидимым для того, чтобы обнаружить
противника и применить оружие до того, как он, против-
ник, обнаружит тебя. Согласитесь, это принципиально дру-
гой подход.
Этот самолет выполнен уже по нормальной аэродинами-
ческой схеме, с полным набором поверхностей оперения,
иначе откуда бы взяться высокой маневренности, без горизон-
тального оперения с этим будет довольно сложно. Пришлось
смириться с возвращением лишних кромок и плоскостей,
пойдя на ухудшение характеристик радиосигнатуры.
Другие приемы обеспечения малозаметности по возмож-
ности соблюдены. Применены все элементы техники «стелс»:
интегральная компоновка, обеспечивающая более или менее
рассеянное отражение сигнала в разные стороны; радиопо-
глощающие материалы; средства РЭБ и малоизлучающее
бортовое радиоэлектронное оборудование. Его ЭПР должна
быть меньше 1 % ЭПР Р-15 на некоторых ракурсах со стороны
передней полусферы. По оценкам, эффективная дальность
оружия с радиолокационным наведением при действии про-
тив истребителя Р-22 уменьшится в 5-10 раз.
Соблюден еще один принцип, отработанный на прежних
«стелсах»: самолет имеет в плане контуры, образованные
прямыми линиями, для уменьшения числа направлений
отражения радиолокационных волн. Передние и задние
кромки хвостового горизонтального оперения параллельны
кромкам крыла. Боковые стенки нижней передней части
фюзеляжа и воздухозаборники двигателей наклонены ана-
логично килям (29 градусов наружу). Сопла двигателей
плоские. Вооружение размещается на внутренней подвеске
в трех отсеках, но в отличие от описанных выше «чистопо-
родных» «стелсов» Р-22 может нести оружие и на внешних
углах подвески.
Lockheed Martin А-35 Lightning II
предыдущая страница 85 Что нового в науке и технике 2009 9 читать онлайн следующая страница 87 Что нового в науке и технике 2009 9 читать онлайн Домой Выключить/включить текст