F-22A Raptor
'
jA?'
85
9
СЕНТЯБРЬ 2009
с точки зрения массовых характери-
стик.
Конечно, интегральная архитекту-
ра планера, продуманное соотноше-
ние углов стреловидности поверхно-
стей и наклона граней фюзеляжа, сое-
динение верхней и нижней частей
планера под острым углом, минималь-
но возможные закругления во всяче-
ских сопряжениях делают свое дело,
но за ними, как можно видеть, следят
уже далеко не так строго.
Заявленная стоимость Б-ЗБ —
47 млн долларов для машины с обыч-
ным взлетом и посадкой и 78 млн для
палубной модификации, но это цифра
не разработчика, а заказчика, что,
как показывает мировая практика,
две большие разницы. Ну и опять же
вспомним 4Б млн за Б-1БЕ, несущий
более 11 тонн бомб и ракет, без
сколько-нибудь серьезных ограниче-
ний на их массы и размеры. А вдвое
и
все
-
таки
боевой
самолет
в
первую
очередь
должен
хорошо
летать
,
быть
надежным
,
неприхотливым
,
технологичным
и
доступным
для пилотов
обыкновенной
квалификации
.
конечно
,
требования
радионезаметности
должны
учитываться
,
но они
не
могут
быть
основополагающими
при
проектировании
.
Осталось сказать про цены.
Разнобой в источниках велик, встреча-
ются цифры от 180 до 330 млн долла-
ров за штуку. Встретилось даже сооб-
щение, что после «полного тюнинга»
цена машины составит 400 млн дол-
ларов. В 1970-е годы за такие деньги
можно было купить 200 очень прилич-
ных сверхзвуковых истребителей-
бомбардировщиков 2-го поколения
Су-7 — две авиадивизии.
..
«Единый ударный истребитель»
Joint Strike Fighter F-35 демонстриру-
ет еще больший отход от идеи мак-
симальной малозаметности. С этой
машиной вообще сложно, как, пожа-
луй, ни с какой другой. Ее вариан-
ты, как можно более унифицирован-
ные, должны удовлетворять требова-
ниям ВВС США, ВМС США и командо-
вания морской пехоты США. То есть
всех вообще. Такое сотворить пробо-
вали много раз, число успехов можно
сосчитать по пальцам одной руки.
Вдобавок F-35 должен с минималь-
ными конструкционными различия-
ми быть самолетом обычным и само-
летом вертикального/укороченного
взлета/посадки. Наконец, при жест-
ко заданном малом весе он должен
быть и истребителем, и ударным само-
летом, причем с возможностью одно-
временно вести сражение с воздуш-
ным и наземным противником — при
единственном члене экипажа!
При таком наборе требований
малозаметность уходит на задний
план еще радикальнее, чем у Е-22.
От многих решений «стелс» пришлось
отказаться в пользу более простых.
Самолет СВВП должен иметь предель-
но эффективную двигательную уста-
новку — и вот на Е-35 уже нет пло-
ского сопла, а есть обычное, осесим-
метричное, прекрасно отражающее
радиосигнал и свободно «светящее»
высокотемпературной струей. От
оклейки самолета радиопоглощаю-
щими «обоями» отказались в пользу
покрытия поверхностей спецкраси-
телем, содержащим РПМ. Говорят,
правда, что этот краситель способен
поглощать радиоволны в широком
диапазоне, начиная с частот поис-
ковых радиолокаторов. Большие
композитные панели обшивки, сопря-
гаемые с минимальными зазорами
и совсем без ступенек, могли мини-
мизировать толщину и количество
швов, но эта технология проиграла
более дорогой Е-35 в «стелс»-режиме
в своих двух отсеках донесет до цели,
да и то в перегрузку, две 900-килограм-
мовые бомбы и 4 ракеты «воздух —
воздух». В обычном режиме потянет до
5450 кг на внешней подвеске, но тогда
прощай, невидимость!
Подводя итоги можно констатиро-
вать, что три десятилетия, миновав-
шие после создания Б-117, ознамено-
вались постепенной сменой парадиг-
мы. Все-таки боевой самолет в первую
очередь должен хорошо летать, быть
надежным, неприхотливым, техноло-
гичным и доступным для пилотов мас-
совой квалификации. С другой сторо-
ны, учет требований радионезаметно-
сти при создании боевых самолетов,
бывший тридцать лет назад большой
экзотикой, сегодня является едва ли
не обязательным. Есть все основания
полагать, что он останется таковым
и в будущем.
владимир мейлицев
предыдущая страница 86 Что нового в науке и технике 2009 9 читать онлайн следующая страница 88 Что нового в науке и технике 2009 9 читать онлайн Домой Выключить/включить текст